Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургМитрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь)14.04.2003 

17 июля 2003 года призвано стать поистине днем покаяния и единения всех россиян

17 июля Россия будет отмечать 85-лет со дня убиения своего Царя. Центром богослужений в память Святых Царственных Страстотерпцев станет Екатеринбург, где на месте их мученической кончины заканчивается возведения Храма-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших, который, как планируется, освятит Святейший Патриарх Алексий.
О значении этой даты, этого события для Церкви Христовой, для России, для каждого человека рассказывает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
«По мере того как приближается момент освящения Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, все более ясно становится, что все мы должны обдумать, как в дальнейшем будет обустроено место Российской Голгофы, уже сегодня привлекающее внимание всего мира. Отношение к этому святому месту, на протяжении десятилетий бывшем местом нашего позора и скорби, а ныне к месту покаяния и радости духовной о России, преобразующейся и возрастающей в молитве и созидании, будет у каждого особо трепетным. „Ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом“ (Лев.10:17) Поистине всякий приходящий сюда должен слышать в душе предостерегающий грозный голос Божий „..сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.“ (Исх.3:5)
Чтобы рассмотреть все возникающие в связи с этим проблемы и ситуации мы должны, в первую очередь, обратиться к духовно-нравственному содержанию трагических событий на Российской Голгофе. Здесь была предпринята попытка окончательно завершить определенный многовековой этап в истории нашей Родины. Это была попытка прекратить самоидентификацию России как православного государства, управляемого Помазанником Божиим. Это была попытка пресечь духовную традицию, при которой и царь, и предержащие власти, и рядовые граждане призваны каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси.
Мы знаем, что убийство Царской семьи при попустительстве большинства россиян стало преступным нарушением народом клятвы верности дому Романовых, данной после соборного всенародного решения на все времена. Надо помнить, что Романовы вступили на российский престол не в результате своих собственных устремлений, они были призваны соборным народным мнением, в известной степени вопреки своей воле. И в этом смысле их государственное служение на протяжении более 300 лет было выражением их стремления следовать той самой традиции, которую стремились здесь разорвать.
Последовавшая затем братоубийственная гражданская война и годы репрессий, коснувшихся практически каждой семьи, все дальнейшие и даже нынешние нестроения в Отечестве нашем, являются итогом нашего отступления от того пути, которым Россия не раз приходила к славе и могуществу. Потому важно, чтобы с этого места, где пролилась кровь святых Царственных Страстотерпцев, где предпринята была попытка разрушения России, началось на веки вечные возрождение именно этих славных многоплодных традиций. Ибо для нас по сей день актуальны слова великого молитвенника за Отечество наше, святого праведного Иоанна Кронштадтского: „Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, царство русское ныне так разслаблено, обезсилело, уничтожилось, всколебалось“ Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава, Коим твердо держится на дивной гармонии небо и земля — столько веков.»
Потому строительство Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, является образом нашего покаяния в ошибках наших предшественников. Об этом говорил совсем недавно и Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Посещение исторических мест заставляет нас вспомнить происходившие в них ранее события и людей, принимавших в них участие. Нам надо знать историю своего Отечества, ибо только осознанное понимание пути, пройденного нашим народом и нашей страной, позволяет не повторять ошибок, совершенных нашими предками, поскольку за них приходится расплачиваться многим поколениям наших сограждан».
Однако в сегодняшних условиях и с учетом духовно-нравственного значения трагедии на Российской Голгофе мало дать человеку возможность посетить это святое место, помолиться в Храме-Памятнике на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. Насущно важно, чтобы и паломники, и туристы, и даже случайные посетители могли здесь не только соприкоснуться с историей, но и узнать, усвоить те плодотворные традиции, которые были основанием славы и могущества России на протяжении веков. Пусть у приходящих сюда будет реальная возможность дальнейшими трудами своими восстанавливать то, чего нас хотели лишить, — подлинную историческую память, выражающуюся всегда в том, что внуки продолжают начатое дедами. И так должно быть из рода в род.
Решению этой духовно-нравственной и государственной задачи в лучшем виде способствовало бы создание духовно-просветительного культурного центра при Храме-Памятнике на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. В состав этого комплекса, по нашему мнению, должны войти, в первую очередь, Патриаршая резиденция с залом заседаний Священного Синода и Патриаршими покоями с тем, чтобы здесь мог останавливаться Святейший Патриарх во время его приездов в Екатеринбургскую епархию или Преосвященные Архиереи по благословению Его Святейшества. Затем должен быть и корпус для монашествующей братии, которая будет обслуживать и Патриаршую резиденцию, и Храм-Памятник на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Кроме того, здесь предполагается разместить филиал Богословского института с научно-исследовательским комплексом и церковным музеем, православную библиотеку, залы для лекционной, выставочной и культурно-массовой работы, Духовную семинарию и православную гимназию. Очень важно, чтобы на этом святом месте могли найти пищу духовную не только люди зрелые, но и совсем юные — наши внуки и правнуки. Именно предлагаемая структура духовно-просветительного культурного центра позволяет, по нашему мнению решить эту главную задачу.
Создание такого духовно-просветительского культурного комплекса, его строительство, оборудование, устроение работы всех его подразделений потребует времени. Но сегодня нам необходимо ясно представлять нашу общую будущую цель — создание уникального духовного центра для созидания новой России. В известной мере, Российская Голгофа призвана сыграть ту роль, которую выполняла при созидании нашей государственности Троице-Сергиева Лавра. Поколение за поколением россияне будут здесь приобщаться к чистому источнику традиций Святого Православия, дающему человеку возможность доброго высоконравственного устроения и жизни личной, и общественной, и государственной. Ибо как наставляет нас Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Сумеет ли Отечество преодолеть нынешние нестроения и вновь заслужить право именоваться Святой Русью — зависит от личного нравственного выбора каждого из нас. Ведь граница между добром и злом проходит по сердцу человека». А так как Господь сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан.6, 37), то почерпнуть здесь доброе сможет всякий человек, независимо от своих убеждений и происхождения.
Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II придает этому месту особое значение. Предстоятель Русской Православной Церкви поддержал идею создания здесь вышеназванного духовно-просветительного культурного комплекса. Более того, он дал свое благословение на присвоение этому комплексу высокого статуса Патриаршего подворья. Отсюда закономерно вытекает строительство здесь Патриарших покоев, которые в обязательном порядке устрояются в Патриаршем подворье. Однако Его Святейшество на сей раз дал благословение на значительно большее — на устроение здесь Патриаршей резиденции.
Надо учитывать, что такой традиции — устроения где-либо Патриарших резиденций — до этого времени не было в нашей Церкви. Поэтому статус и Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, и нашего областного и епархиального центра в этом случае значительно возрастает. Особенно, если в этой новосозидаемой Патриаршей резиденции состоится первое в истории Русской Православной Церкви выездное заседании Священного Синода, в лице которого на Российскую Голгофу прибудет вся полнота священноначалия.
Освящение Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, должно стать не только всемирным церковно-православным событием, но и общероссийским государственным актом. Десять лет назад, в решении Священного Синода о строительстве Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, было сказано о том, что народ наш, проходящий путем покаяния, нуждается в зримом символе этого этапа исправления духовной жизни России. Ныне этот символ молитвами народа Божия и трудами Губернатора нашей области Э.Э.Росселя и его верных помощников этот храм воздвигается. И если горький день 17 июля 1918 года был днем клятвопреступления, цареубийства и начала братоубийственного разделения в России, то предстоящий день 17 июля 2003 года, может и призван стать поистине днем покаяния и единения всех россиян. Уже в этом году для соборной молитвы в ночь убиения Царственных Страстотерпцев собралось свыше шести тысяч паломников со всех концов России. Уверен, что в канун 85-летия трагедии, при освящении Его Святейшеством в сослужении Священного Синода Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, их будет еще больше. Это дает возможность от имени всей полноты Русской Православной Церкви принести всенародное покаяние в грехе цареубийства, братоубийства и ненависти к своим соотечественникам. Это дает возможность прекратить раздирающие нас разделения и противостояния, чреватые новыми опасностями для России. Это дает возможность заявить о нашем стремлении к единению со всеми россиянами, из-за трагедий ушедшего века покинувшими Отечество и ныне пребывающими в рассеянии во всех странах мира. Это позволит нам дать добрый пример будущим поколениям, как должно преодолевать горькие ошибки и как строить новую Россию.
Прошедший ХХ век был периодом жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Сонм Новомучеников и Исповедников Российских, ныне прославленных в лике святых, свидетельствует перед престолом Спасителя нашего, что полнота церковная отвечала на невиданную несправедливость и жестокость молитвой за гонящих ее, за власть предержащую, за Россию. 17 июля 2003 года может стать днем, когда всенародно, соборно избранный глава Государства Российского своим словом закроет эту страшную страницу истории нашего Отечества. Ведь Церковь, сохраняя отделение от государства в вопросах внутреннего устроения и духовной жизни, состоит из граждан нашей Родины, из тех, кто принял от предшествующих поколений ответственность за Россию и своими трудами и молитвами ныне определяет ее завтрашний день. Одновременно с церковным призывом к единению, может и должен прозвучать державный призыв к соборному соработничеству ради возрождения Отечества нашего, ради продолжения традиций наших и славы России".
Православная газета

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика