Русское Воскресение | Святослав Иванов | 16.12.2006 |
Форма есть деспотизм внутренней идеи,
не дающий материи разбегаться.
Константин Леонтьев
Наша задача — создать себе новую форму,
нашу собственную, взятую из почвы нашей,
взятую из народного духа и из народных начал…
Федор Достоевский
Конечно, Чаадаев, мягко говоря, перебирал с критикой. И его слова скорее справедливы в отношении узкого слоя интеллектуалов того времени, зарождавшейся русской интеллигенции. Те, кого по-настоящему отвращала европейская мелочность, германский пафос мещанского устроения жизни, думали совсем иначе. Так Вальтер Шубарт в своей работе «Душа Востока» писал о России: «Из духа ландшафта вырастает народная душа. Он чеканит в ней постоянные национальные свойства. В бесконечных непересеченных, широких равнинах человек отдаёт себе отчёт в своей ничтожной малости и потерянности, величаво и тихо смотрит на него вечность и тянет его прочь от земли… так зарождаются религии». По этой причине знаменитый поэт Райнер Мария Рильке полагал, что Россия единственное государство на земле, которое граничит с Богом. Это соседство, по его мнению, «заметно решительно во всем», «влияние Бога мощное». «Сколько ни приносят вещей с Запада, — объяснял Рильке Россию своему собеседнику, — все европейские вещи обращаются в камни, как только переходят границу. Есть среди них и драгоценные камни, но только для богатых, так называемых „образованных"…“
Такая идеализация русской жизни не мешала самим русским настойчиво искать национальные формы существования. В русской душе нет европейской узости, концентрирующей свою энергию на небольшом пространстве, нет расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры. От этого в русском целый ряд превосходных качеств, но не меньше и недостатков…
Для Федора Ивановича Тютчева главным врагом в России было пространство. Не только потому, что его мощный поэтический темперамент, жаждал других скоростей для почтового сообщения и путешествий. Тютчев понимал, что, только победив пространство, организовав его, русские изменят и географию собственной души. Они перестанут во всем полагаться на абстрактную, давящую своими размерами „матушку Россию“, а выработают в себе ответственность, самодисциплину и самодеятельность.
Чтобы убедиться в актуальности тютчевского тезиса о пространстве, достаточно отъехать от Воронежа на сто километров на север. Увидеть с каким воистину кочевническим небрежением селились на здешних черноземах русские люди уже в наше время. Никак не организовав вокруг себя пространство и, кажется, презирая английскую истину: „Мой дом — моя крепость“. Но знают ли нынешние архитекторы, какова должна быть современная модель жилья, которое обеспечило бы наше единство и с космосом, и с обществом, и было ориентировано на идею народа, государства или класса? Судя по архитектурному эклектизму наблюдаемому нами в городах и весях, однозначно нет. Пространство не дается нам.
Правда, и огласиться, с мнением о том, что пространство парализовало волю русского народа, тоже нельзя. Иначе как объяснить каким образом русские создали огромную империю. Настойчивый поиск национальных форм в девятнадцатом веке — это скорее интеллигентская рефлексия на неопределенность собственного существования. Но не только. Лучшие умы России предчувствовали катастрофу октября 1917 года именно как исчерпанность в России прежних форм существования.
Долгое время все стороны жизни основной массы населения по преимуществу крестьянской страны так или иначе определялись так называемым Домостроем. „Домострой“ (полное название — „Книга глаголемая Домострой имеет в себе вещи зело полезны, поучения и наказание всякому православному христианину…“), свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI века. „Домострой“ не просто сборник советов, но и грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.
„Домострой“ состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.
„Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, — поучает „Домострой“. — Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися…“. Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю.
Часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, „как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь… и во всем самому стражу над ними быть и о них пещись аки о своем уде… Вси бо есьми связаны единою верою к Богу…“. В „Домострое“ есть все. Есть трогательные указания, „како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем“. Наши феминистки в своей критике Домостроя, забывают, что в начале главы „Похвала мужьям сказано“: „Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь.“ Что это, если не признание за женой ведущей роли? Есть в Домострое практические советы: „како платье всяко жене носити и устроити“, „како огород и сады водити“, „како во весь год в стол ествы подают“ (подробно о том, что — в мясоед и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи — „как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу“.
Долгое время жизнь русских людей пусть не буквально, но в самой своей сути отвечала этому своду правил. При этом, русской самобытности следовали и отдельные представители образованного класса. Так наш самый известный полководец, народный герой, Александр Васильевич Суворов, на предложение доктора здоровьишко подлечить на курорте в Карлсбаде, на грязях ответил: „Милостивый государь, ну что вы говорите? Мне, старику, на курорты? На курорты ездят богатые бездельники, хромые танцоры, интриганы и всякая сволочь — вот пусть там и купаются в этой грязи. А мне нужна молитва, изба в деревне, баня, каша и квас“.
Домострой ХХ века, как полагают, создал Василий Васильевич Розанов. „Розанов всю жизнь шарил в мягкой пустоте, стараясь нащупать, где же стены русской культуры“, сказал по этому поводу Осип Эмильевич Мандельштам. Мандельштам знал, что у евреев есть прочная талмудическая ограда. У русских такой ограды нет отсюда беззащитность русской культуры», — пишет по этому поводу Дмитрий Гаковский. Созданное Розановым не пригодилось. ХХ век для русских был веком бездомным и безбытным. Кстати, интересно, что в первые годы эмиграции вдали от Родины у русских наибольшим спросом пользовались книги Александра Пушкина и Елены Молоховец. У нас Молоховец начали издавать только в годы перестройки. Розанова открыли в ХХ I веке. Сегодня это один из самых читаемых авторов. Русские понимают, что «у каждой нации должна быть рациональная сказка, охватывающая плотным кольцом все стороны быта и изгибающая их по направлению к центральному мифу» (Дмитрий Галковский). Ныне нужна новая актуализация русского Домостроя. В новом русском Домострое, Домострое ХХ I века нужно гармонизировать и наполнить смыслом наше бытие. Ведь и сегодня мы видим, как все иноземное, заемное превращается в камни.
С чего начать? Пусть центральным мифом занимаются «образованные». А мы бы поразмышляли на более прозаическую тему, о бытовых сторонах современного бытия. Что значит сегодня жить по-русски? К примеру, есть такое полушутливое рассуждение, что настоящие русские по выходным сначала идут в баню, потом в Церковь, а потом в кабак. А если сюда добавить элементы суворовской формулы — изба, каша, квас. Может это и есть источники и составляющие русской жизни.
Помни день субботний. Иди в баню!
Часть 1
Русская баня — едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само формирование славян! Первые упоминания об отечественных паровых банях относятся к дохристианским временам. Еще Геродот отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, «где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса». Арабский писатель Х века Ибн-да- Русте побывавший в наших черноземных краях в своем труде «Книга драгоценностей» писал: «В земле славян холод бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, который покрывает деревянной остроконечной крышей, какие видим у христианских церквей, и на крышу эту накладывает землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна, когда же раскаляются камни до высшей степени, поливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье…»
Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Баня считалась хранительницей «живой», очищающей воды и здоровья. По языческим поверьям в бане поселяется банник (байник, баинник, баенник) особой породы домовой. Крошечный старикашка с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывались обмороки и несчастные случаи в бане. Любимое развлечение его — шпарить моющихся кипятком. Особенно тех, кто пришел париться после трех перемен посетителей. В четвертую, роковую банную смену моются лешие, овинники и сами банники. У славян рожали не в доме, а в хорошо истопленной бане. Когда малыш появлялся на свет, отец — глава семейства — торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и Солнцу — не садящемуся, но восходящему, — на долгую жизнь, огню Очага, Месяцу — опять же растущему, чтобы дитя хорошо росло, прикладывал к Земле — матери и, наконец, окунал в Воду. Таким образом, малыша представляли всем Божествам Вселенной, ее стихиям, отдавали под их покровительство. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней.
В древних летописях Х-Х II веков часто мы находим упоминания о «мыльнях». Бани назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». В договоре с Византией (относится к 907 году) есть оговорка, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда захотят. Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В первой русской начальной летописи, написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале ХХ II века, есть замечательный рассказ о любви русского человека к бане, который ведется от лица чужеземца: «Разденутся люди, будут наги и обольются квасом кожевенным и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами и до того, что вылезут чуть живые и обольются водою студеною и только так оживут. И творят это никем не мучимые, а совершают омовение себе». Кстати, первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переславле.
Позже при «мыльнях» на Руси стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже «заведениями для немогущих». Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.
Невозможно понять русский характер, не побывав в русской бане. В «Славяно-русском лексиконе», составленном в начале 17 века и опубликованном в 1627 году, толкование слова «Баня» включает в себя и понятие «Крещения». Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, запоминались надолго. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру. Многие путешественники с восторгом рассказывали о таком феномене как русская баня. «Русские бросаются совершенно нагие даже в начале зимы из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя по окончанию всех банных операций как бы вновь рожденными», — читаем в дневнике камер-юнкера Берхольда, находившегося при императорском дворе Петра Первого. Кстати во времена Петра Великого всемерно поощрялось строительство бань и за их постройку не изымались пошлины. «Эликсиры хорошо, а баня лучше», — говорил Петр.
Русский банный обычай вошел в пословицы. Помни день субботний: иди в баню. Постничай по середам, ходи в баню по субботам. По субботам, а иногда и в последующие день или два, в небольших городах, топились общественные или так называемые торговые бани. Отсюда выражение банный день.
В Советском Союзе строительство бань велось под контролем государства по типовым проектам на 50−300 мест для городов и 10−50 мест для посёлков городского типа и сельских местностей. По устройству они различались на туалетные, пропускного типа и смешанные. Во время Великой Отечественной войны были распространены банные поезда и бани-землянки.
И через столетия русские не изменили традиции — по обычаю предков посещать баню. Даже в самые циничные времена застоя баня не теряла своей духовной стороны. Ярким примером может служить рассказ Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный». Его герой «входил в баню и всякое вредное напряжение совсем отступало, мелкие мысли покидали голову, в душу вселялась некая ценность, крупность, ясность — жизнь становилась понятной, Алеша входил в баню, как в храм».
Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу одноименных бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнанны. И здесь уместно привести цитату из рассказа Марка Твена «Эта невообразимая русская баня»: «Я бодро шагал по улице; никогда еще порывистый ветер не казался мне столь бодрящим и упоительно благоуханным, и если в этом старом мире оставалось еще что-нибудь мрачное и унылое, то мои пять чувств его не воспринимали. После русской бани ничего не страшно».
Русская баня устроена просто. В одной из древних арабских рукописей сохранилось описание русской бани в виде небольшой избы, в одном из углов которой «находится огненный очаг, обложенный камнями». Позже стали выделять такие важнейшие части бани: калильная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка), полок с приступками и подголовьем, на котором парятся. При порядочной бане, замечает Владимир Даль, есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом….
Устройство бань не претерпело никаких принципиальных изменений и по сей день. Изменилось лишь конструктивное воплощение. Но баня в русском понимании это не столько строение или помещение. Главным образом это процесс, где важно все. Говорят, опера как вид искусства существует только в высших своих образцах. Так и русскую баню оценишь и полюбишь, если ее приготовит знающий в этом деле человек. Казалось бы, чего проще: в топке разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и «ядренее» пар. Все просто. Но, на самом деле, чтобы испытать банный восторг надо выдержать в парилке золотую пропорцию температуры, влаги и кислорода.
Главным достоинством русской бани перед финской сауной является использование различных лекарственных отваров и настоев, а также в распаренных вениках. Поддавая на раскаленные камни отвары, настои и смеси лекарственных трав, можно наслаждаться целебным, оздоровительным паром. Довольно часто в наших банях поддают пивом или квасом. После них приятно пахнет свежеиспеченным хлебом. Еще на Руси издревле уважали мяту. Особенно славился настоянный на мяте квас — такому доброму питью в русской бане всегда отдавали предпочтение: «во рту холодит, в животе горячит». Ну, а в русской бане эта пахучая трава всегда самая желанная гостья! Без нее и помыслить нельзя о добром, полезном, очищающем паре. Чабрец, или, как его еще называют, тимьян, а кое-где богородская трава, тоже, как и липа, прекрасный медонос. Он целебен для дыхания. Очищает атмосферу парной. Незаменима в бане и душица. Когда для «банного» настоя смешивают ромашку, душицу и чабрец получают банный коктейль «аромат степи». Настой листьев березы, можжевельника и липы — это букет под лирическим названием «лесная сказка». В эти банные коктейли можно немножко добавить горькой полыни — траву с пряным запахом, особенно если она молодая. Для придания пару аромата бахчи необходимо выжать сок из небольшого куска арбуза в таз с горячей водой, воды должно быть немного. После поддачи такой настойки по парной разольется тонкий, но сильный запах зрелых арбузов. Одновременно с применением лечебного отвара парную неплохо наполнить дополнительными полезными и приятными ароматами. Для этого достаточно положить на полки ветки горькой полыни, свежий еловый лапник.
Перед последним заходом в парилку хорошо натереть тело медом и солью, лучше всего морской. Затем поднимаются на горячий полок. Начинается быстрое и обильное потоотделение.
Очень важно психологическое состояние перед посещением бани. Настройтесь на ту мысль, что в бане жар будет приятный и ласковый. Ощутив благотворное влияние бани, каждый захочет испытать эти ощущения снова и снова.
Для банной процедуры необходимы следующие предметы: большое махровое полотенце, льняная простыня, шапочка и седушка из войлока, рукавица, веник и отвары из целебных трав. Баня без веника теряет половину своей значимости. Не зря говорится, веник в бане господин, или веник в бане всем начальник. А о том, что в бане генералов нет, это всякий знает.
Нагнетание жара веником стимулирует активное потоотделение, что облегчает воздействие высоких температур на организм. Кроме того, веник является своеобразным массажом, ингалятором и косметологом. Самый известный веник — березовый. Березовый веник обладает целым рядом целебных свойств: противовоспалительным действием, помогает заживить на теле раны, ссадины, гнойнички, уменьшает боли в суставах, расширяет бронхи и уменьшает воспалительные изменения в них, способствует обмену веществ и оказывает успокаивающее действие. Для усиления целебного действия в березовый веник нужно добавлять полынь, крапиву, тысячелистник, ромашку.
Дубовый веник более упругий и прочный, он позволяет эффективно нагнетать пар и массировать тело. Его листья содержат дубильные вещества, которые благотворно воздействуют на кожу, очищая ее. Как известно, дуб обладает противовоспалительными свойствами, понижает артериальное давление.
Настоящая русская баня, как уже было сказано, не мыслится без холодной воды. После банного жара — в прорубь, в снежный сугроб, в бассейн с прохладной водой или под душ! На разумном сочетании могучих раздражителей — жары и холода — и построен широкий спектр физиологического воздействия бани. Холод — и кровеносные сосуды сужаются. Кровь устремляется к внутренним органам. Хоть вода и холодная, ощущаешь прилив тепла. И словно иголочки прошлись по телу. Новый поток крови устремляется от сердца к периферии. Наше сердце способно увеличить свою мощность в 6−10 раз. Из холодной воды — снова в жаркую баню. Происходит гимнастика кровеносных сосудов! Такие контрастные процедуры нормализуют частоту сокращений сердца и дыхания.
Кстати в парилке почти полностью прекращается теплоотдача тела, его температура повышается до 38−39°C, в результате чего в организме усиливаются окислительные процессы, повышается обмен веществ. Интенсивное выделение пота (в парильне и отделении сухого тепла) способствует выведению из организма конечных продуктов обмена веществ, облегчает работу почек.
Успех банной процедуры зависит и от компании, от общей атмосферы. Нет ничего приятнее бани с друзьями. Упаси вас Бог в бане сердиться на кого-либо, а тем паче сквернословить. Очищайте и душу и тело. Перед тем пойти в предбанник отдыхать не забудьте вылить на себя воду из шайки, в которой распаривался веник со словами: «Болести в подполье, на меня здоровье!»
…Стоит вам сходить в баню три субботы подряд, как на следующий раз организм сам позовет туда. В современном мире не так уж много мест, где можно расслабиться абсолютно. Настоящая баня подарит вам чувство полета. К вам вернется уверенность в себе и чувство восторга. Воистину баня — мать вторая. Баня парит, баня правит!