Росбалт | Юлия Нетесова, Яна Амелина | 13.12.2006 |
Так, например, на рождественской серии марок в этом году изображен Санта-Клаус — как объяснили на почте, сработал «принцип ротации», и однажды Христос снова вернется на марки, посвященные Рождеству. На открытках теперь пишут «С праздником», христианские благотворительные организации изымают из подарков открытки с изображением ангелов, а школы готовят праздничное меню с халяльным мясом. И если последнее можно действительно рассматривать как уважение к школьникам, которые в силу особенностей страны будут вкушать праздничный обед в честь рождения человека, которого их религия рассматривает не как Бога, а как пророка, то решение большинства английских офисов запретить рождественские украшения без требований представителей других религий выглядит более чем странно.
Возможно, в какой-то фирме кто-то и воспроизвел бы в центральном холле сцену с яслями под звуки псалмов, но все же традиционными атрибутами Рождества были и остаются елка, венки, огни, гирлянды, ангелы, игрушки, многие из которых, например, Щелкунчик, не имеют никакого отношения к истории с Вифлеемской звездой. Да и Санта-Клаус, живущий то ли в Лапландии, то ли в Великом Устюге, но никак не на Святой земле, не вызывает ассоциаций со Святым Николаем, которым он по сути является.
Если взглянуть на витрины европейских магазинов нижнего белья, можно увидеть женские новогодние костюмчики «Секси Санта» — и ничего, такая трактовка христианского святого вроде как не оскорбляет католиков и православных. А вот елка, появившаяся во времена Кромвеля, по мнению гиперчувствительных политиков — верх оскорбления для мусульман. Пока не тронули снеговиков — возможно, потому что снег в Англии бывает не часто.
Возникает вопрос — кому это нужно? Особенно если принять во внимание, что мусульмане никаках протестов не выражали, а сейчас публично выступают с просьбами сохранить Рождество, потому что вся эта толерантная история только осложняет и без того непростые отношения между религиозными группами. Многие нехристиане тоже дарят друг другу рождественские подарки и, безусловно, наслаждаются праздничными днями.
При этом представители других конфессий по-прежнему отмечают свои праздники — такие, как конец Рамадана или Хануку, а атеисты-русские давно прославились тем, что не выходят на работу 1 января. Эти праздники не имеют статуса государственных, но ведь официальной религией Соединенного королевства являются не ислам и не буддизм. Рождество празднуют в преимущественно мусульманском Сенегале — оно там осталось со времен Французской империи, празднуют его и в Таиланде, где, правда, большинство людей не может даже выговорить фразу Merry Christmas.
Запрет на рождественские символы кажется абсурдным большинству англичан. Коридоры и холлы Британского МИДа декорированы венками и елками, улицы были украшены снежинками еще в начале ноября, во многих витринах светится слово «Рождество». Никакого противоречия или конфликта нет. Отчасти потому, что вытеснить Рождество невозможно, отчасти потому, что этот праздник давно потерял свое религиозное значение.
А корень зла, как это ни странно, кроется в США, где, по последним данным, 96% жителей отмечают Рождество. Именно там в некоторых штатах, пожелав на работе кому-нибудь «счастливого Рождества», можно лишиться рабочего места. Не за оскорбление, не за плохую работу, а за пожелание счастья в Рождество. Вот он — триумф политкорректности, высмеянный недавно в фильме «Борат», где главный герой, якобы казах, вытворяет самые странные вещи на глазах американцев, а те вовсю демонстрируют политкорректность. Фильм был снят с участием реальных людей, многие из которых потом подали в суд.
Кстати именно на Канале 4, где в свое время появился персонаж Борат, в этом году решили добавить остроты в рождественскую историю — традиционное альтернативное поздравление с Рождеством будет зачитано устами, которых никто не увидит: они будут скрыты за паранджой. Учительница Хадижа поздравит англичан с уходящим от христиан годом ровно в три часа пополудни одновременно с королевой. И еще неизвестно, кого будут больше смотреть.
Боязнь празднования Рождества знаменует вовсе не торжество толерантности, а отказ от одного из краеугольных камней европейской цивилизации, целиком и полностью построенной на христианском фундаменте. Это равносильно самоубийству, поскольку уничтожение основы неизбежно приведет к разрушению самого «здания» современной Европы.
Обратный пример — Западная Украина. В трех областях Галиции — Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской — Рождество отмечается как общенациональный праздник. Три дня галичане ходят друг другу в гости, готовят огромное количество рождественских блюд, по улицам и домам бродят колядовщики (кажется, колядки распевает подавляющее большинство детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста), здесь и там показывают представления на библейский сюжет вертепщики — от малых детей до профессиональных артистов. Именно на Рождество становится понятно, как униатская религиозная самоидентификация цементирует «западэнцев» до состояния единой пассионарной массы, что до недавних пор позволяло им полностью доминировать в украинском политикуме. Население Западной Украины составляет всего около 10% от общей численности, однако это не мешало галичанам в течение пятнадцати лет независимости навязывать стране свою политическую волю: русофобию и жесткий евроатлантический курс.
«Причиной извращенной европейской „политкорректности“ является доминирование идеологии „большого либерализма“, касающегося не только экономики, но и всех сфер жизни общества», — считает член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов. По его мнению, тенденции, вовсю расцветающие сейчас в Европе, были очевидны еще 10−15 лет назад. Он убежден, что европейский либерализм идет по пути уничтожения своих основ.
«Перед Европой стоит дилемма — или она окончательно утратит свою европейскую идентификацию, что в конечном счете приведет к отказу от либеральной идеологии (как известно, либеральных исламских государств не бывает), или будет вынуждена самостоятельно отказаться от нее под давлением растущих националистических настроений, — считает Горюнов. — Этот рост демонстрирует европейская политическая практика последних 8−10 лет — от голосования за крайне правые партии до эмиграции в государства, где число мигрантов пока не столь велико». Наступлению извращенно понимаемой политкорректности — правда, по-своему — активно сопротивляются и новые члены ЕС. Примерами являются Эстония и Латвия с узаконенной дискриминацией сотен тысяч русских или Польша с ее этническим национализмом.
В любом из вариантов излечение от вируса сверхполиткорректного либерализма будет тяжелым и долгим. «И это следует осознать доморощенным „идеологам“ из администрации президента, призывающим нас „не выпасть Европы, держаться Запада“, — отметил политолог. — Если мы хотим, чтобы подобные процессы шли и на нашей территории — добро пожаловать в мультикультурный ЕС. Светлая мечта человечества о том, что „народы, распри позабыв, в единую семью объединятся“, постепенно осуществляется. Но по каким законам будет жить эта семья — домостроя или шариата — пока еще окончательно не решено. В наших интересах держаться подальше от выяснения этих отношений».
Антирождественские инициативы в Англии — безусловно, реакция на коньюнктуру, на дух времени, в котором разные религиозные группы учатся сосуществованию. Однако Англия — не Индонезия, где в 2000 году в 24 церквях на Рождество взовались бомбы, и теперь службы совершаются под заряженными ружьями. У Англии своя история, и вряд ли люди, совершившие теракты 7 июля, сделали это в ответ на рождественскую елку или подарки от Санта-Клауса. Однако религиозное Рождества происхождение стало отличной причиной для манипуляций в руках людей, заинтересованных в обострении межэтнических проблем. В Бирмингеме, кстати, заявили, что Winterval задумывался как празднование зимы, которое могло бы привлечь туристов, и должно было длиться с ноября по январь. Однако кое-кто решил иначе.