Столетие.Ru | Борис Калачев | 13.12.2006 |
В этой связи справедливо обратить внимание законодателей на требование международного права возвратить в российскую правовую систему удаленный из неё лоббистами от организованной преступности институт конфискации имущества не только по отношению к преступлениям, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что осуществлено летом 2006 года, но и отмыванием денег после их продажи.
Особое внимание в области профилактики наркомании и борьбы с наркобизнесом надо уделить демографической проблеме, без решения которой у России, как суверенной нации, нет будущего. Известно ли число младенцев, рождающихся в России от матерей-наркоманок? Сколько десятков или сотен тысяч граждан страны ежегодно умирает по причине заболеваний, связанных с потреблением наркотиков, если 375 тыс. человек, по экспертным оценкам, признаны ушедшими из жизни в 2005 году вследствие болезней, вызванных курением табака?
Сейчас россиянин живет на 14 лет меньше гражданина из государств ЕС и разрыв этот увеличится, если тема наркотиков, как незаконных, так и легальных (табак, алкоголь, тонизирующие напитки) не будет учитываться в реализации приоритетных национальных проектов.
Россия занимает первое место в мире по числу курящих детей и подростков.
Специалистам известна трагическая цепочка, первое звено которой — курение табака, второе — потребление алкоголя, а третье и последнее — прием наркотиков. Плюс к тому бурно развивающаяся в последние годы индустрия игромании в форматах компьютерных игр и игральных автоматов — «одноруких бандитов» (интеллектуальная наркомания).
К сожалению, экспертные оценки и официальная статистика о наркоситуации в стране расходятся между собой в десятки раз. Также ненадежны, будь то в России, в зарубежных государствах или в международном масштабе, оценки оборота наркоторговли: число потребителей, цены на разных уровнях наркобизнеса, количество потребляемых наркотиков, разница между доходами и расходами, размер прибыли и т. д. В этом мнении автор солидарен с профессором Х-Й. Албрехтом — руководителем Института им. Макса Планка по вопросам иностранного и международного уголовного права (Германия).
Россия год от года наращивает усилия на поприще борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в деле профилактики наркомании. Данным усилиям следует справедливо дать позитивную оценку. В наши дни правоохранительные органы и специальные службы, Вооруженные силы развернули свой потенциал против организаторов наркобизнеса, в первую очередь — подпольных производителей, торговцев, содержателей притонов, а также тех, кто занимается отмыванием доходов от проданных наркотиков, кто из корыстных побуждений кликушествует об их легализации в обществе. Эти направления выверены самой жизнью, показавшей в 1990-е годы, что послабления дельцам наркобизнеса, а также идеологам и «философам» наркомании давать нельзя ни на минуту.
К реализации национальных проектов (здравоохранение, образование, село, жилище) следует подтягивать все силы и средства, включая возможности ведомств, занятых в сфере контроля над наркотиками — ФСКН, МВД, ФСБ, ФТС, Генпрокуратуру, Минздрав, иные структуры исполнительной власти, равно как законодательную и судебную её ветви.
В вопросах образования важно полноценно воплотить в действительность предписания Федеральной целевой программы по наркотикам на 2005−2009 годы. Это организация антинаркотической пропаганды в учебных заведениях, издание специальной методической литературы.
В области здравоохранения требуется обеспечить безопасность здоровья и жизни граждан России от угрозы наркомании и токсикомании, предоставление населению доступной наркологической помощи.
В сельской местности необходимо наступательное уничтожение незаконных посевов и диких ареалов наркотикосодержащих растений, научная разработка новых гибридных сортов их культурных видов, не содержащих активных веществ. Использование в этих целях сканирования полей средствами космической техники.
В программы по строительству жилья надо включить льготные варианты его приобретения и распределения для специалистов, занятых в сфере контроля над наркотиками. Да и ликвидация наркопритонов окажется не лишней.
Отметим, что все большее и упреждающее внимание уделяется зарубежным источникам наркоопасности. Только по линии пограничной службы ФСБ России заключено 200 международных договоров с партнерами из стран самой разной географической удаленности от России. Внешнее направление борьбы с наркотрафиком становится более актуальным, потому что нашей стране удалось все-таки выйти из предрекаемого ей некоторыми недобросовестными политиками экономического тупика на качественно новый виток развития.
Мы постепенно богатеем, следовательно, становимся крупной и соблазнительной мишенью для транснациональных организованных преступных группировок. Судите сами: прогнозируемый объем Стабилизационного фонда на конец 2007 год составит 4065,3 млрд руб., а спустя два года, в 2009 году — 6419,4 млрд руб. В 2007 год страна вступит, имея в банковских сейфах, по оценкам экспертов, золотовалютные резервы в пределах 279−286 млрд долл. США. Доходы федерального бюджета в 2007 году запланированы в сумме 6628,6 млрд руб. в сравнении с 5046,1 млрд руб. текущего года, а в 2009 году они предусмотрены в размере 7245,2 млрд руб., хотя какие-то шесть лет назад национальный бюджет столь огромной страны, как Россия, сопоставлялся с бюджетом соседней Финляндии.
Разумеется, аппетит транснациональной наркомафии начнет возрастать соразмерно нашему национальному достатку.
Одно из свидетельств тому — увеличение «оперативной нагрузки» международного партнерства между российскими правоохранительными органами и только одним ведомством только одной страны мира — Минюстом США: 300−400 дел по вопросам борьбы с межгосударственной преступностью рассматриваются в каждый данный момент.
Стратегическая и координирующая роль в борьбе с наркобизнесом принадлежит Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков, где хоть и не так быстро, как хотелось бы, но все же зримо формируется костяк профессионалов, происходит принципиальное кадровое очищение от предателей служебных интересов, приспособленцев, людей, внедряемых организованной преступностью. Около 50 двурушников, намеревавшихся в 2005 году проникнуть в ряды Госнаркоконтроля, дезавуировала служба внутренней безопасности ФСКН, а стремление 900 кандидатов оказаться в рядах наркополицейских так и не осуществилось по причине своевременного выявления их невысоких нравственных характеристик. Сегодня можно без натяжки заявить, что ФСКН цель своего, на первый взгляд поспешного создания в 2003 году оправдала. Грозную наркоситуацию, которая сложилась в России к тому времени, удалось поломать, перевести на рельсы нарастающих успехов борьбы с наркобизнесом. Хотя, конечно же, излишне обольщаться достигнутым пока не следует.
К слову, согласно последним социологическим опросам, статус «человека в погонах» обогнал в рейтинге профессий спортсменов и ученых. Тем самым возрастают возможности кадрового подбора способных молодых специалистов, в том числе со знанием иностранных языков. Поскольку в текущем и последующих годах Госнаркоконтроль намерен открывать свои представительства за рубежом.
Определенный оптимизм в сравнении с зарубежными данными вызывает наркоситуация в Вооруженных силах Российской Федерации. Если, к примеру, в течение последних десяти лет количество новобранцев, выявленных как потребители наркотиков в британской армии, возросло в 15 раз, то российские военнослужащие, к счастью, по этим показателям заметно отстают.
В заключение хотелось бы обратить внимание еще на два момента.
Первый — рост частоты появления в зарубежной прессе фактов задержания наших граждан в роли «мулов», занимающихся международной транспортировкой наркотиков. Один из показательных примеров в текущем году — арест двух жителей Приморского края китайской полицией при попытке перевозки героина в собственных желудках из Мьянмы в Поднебесную. Симптомы тревожные.
Второй момент — пожелание отечественным и зарубежным силовикам обратить внимание в ближнесрочной и особенно среднесрочной перспективе на Северокавказскую границу протяженностью 4,5 тыс. км и Дальневосточную государственную границу. Если российско-казахстанская пограничная полоса длинною в 7,5 тыс. км постоянно держит в напряжении «людей в погонах» по обе ее стороны из-за героиновых потоков по направлению Азия-Европа, то ранее названные пограничные рубежи, по некоторым признакам, способны преподнести сюрпризы в части кокаиновых «прорывов». Надо вновь отдать должное упредительной политике Госнаркоконтроля, который не так давно заключил очередное соглашение с аналогичной службой Колумбии в плане предупреждения и пресечения трансконтинентального наркотрафика.
Так что российским силовикам есть что докладывать обществу об успехах в борьбе с наркопреступностью. Однако при этом надо твердо осознавать, что основные сражения на этом поле битвы с преступностью еще впереди.
Борис Калачев, профессор криминологии МГЛУ
http://stoletie.ru/project/61 211 124 037.html