Русская линия
Время MN Н. Андреева11.12.2002 

Заставь губернатора Богу молиться
Новая религиозная политика

Продолжение
Восстановить саратовский кафедральный собор Александра Невского, разрушенный в 1940-х годах, взять православную семинарию на бюджетное финансирование и вернуть РПЦ принадлежавшие ей здания и земли пообещал губернатор Дмитрий Аяцков на встрече с архиепископом Саратовским и Вольским Александром.
Это первая встреча светского и православного лидера области с тех пор, как со стен балтайской церкви был смыт лик Дмитрий Федоровича, изображенного в виде святого.
На совещание созвали членов правительства, районных глав, ректоров вузов и священников с мест. Встреча одновременно стала презентацией нового Дома приемов губернатора. Раньше в старинном особняке Шмидта помещалась обкомовская гостиница. В начале 1990-х партийных бонз отсюда выгнали и отдали чудесный домик детям, больным церебральным параличом. Потом бонзы вернулись. Детсад для страдающих ДЦП сослали на окраину. Особняк на несколько лет закрыли строительным забором. И не зря. Вид дома, где не стыдно принять гостей самому губернатору, пагубно влияет на нервную систему рядового гражданина. Столь богоугодная обстановка обязывает: Дмитрия Федоровича величали не иначе как «его превосходительство губернатор», и речи здесь произносили эпохальные.
— Сегодня мы видим процессы, чуждые церкви и государству: развелось много сект, мормонов, ведь на планете идет борьба цивилизаций. Велика трещина между интеллигенцией и церковью. Но для православного духовенства должны быть открыты двери школ, вузов и предприятий. Тогда народ будет отдавать деньги на возрождение религии добровольно, с удовольствием, — заявил Аяцков, и добавил, — сегодня в такой поддержке нуждается наш президент.
Секретарь областного совета по общественным отношениям Борис Шинчук продолжил с библейским гневом:
— Мы должны противостоять экспансии иноверцев через укрепление РПЦ. В области 92% жителей — православные, если руководствоваться национальным признаком — славянской национальностью, — сказал Борис Леонидович. — Большинство иноверческих конфессий (католики, лютеране, баптисты, кришнаиты, иудеи) управляются из-за рубежа. Их руководство весьма далеко от идей русского патриотизма. В прошлом году в области находилось 100 иностранных проповедников, даже один негр-католик из Ганы! Они располагают неограниченными средствами для аренды помещений и издания книг, содержание которых, что самое страшное, непрофессионал не может отличить от православия. Применяются демократические приманки для прихожан, например распевание псалмов на современный мотив. Вступление в подобную организацию означает, что в сознании человека укореняется другая идеология и нетрадиционное мышление. Нарушаются устои государства: православие, соборность, народность.
— Нашествие иноплеменных проповедников — наша главная проблема, — сказал владыка Александр и чуть-чуть потосковал по советской власти, которая хотя православных батюшек и не любила, зато и чужих не пускала. — Иноверческий священник весь такой импозантный, блестящий, холеный, но он не отсюда. А наш ходит с нечесаной бородой, в которой чуть ли не кости рыбьи застряли, потому что пост, — но он свой, поэтому ближе и понятнее народу.
Дмитрий Федорович владыку поддержал: «Неважно, что у священника в бороде. Это человек, который несет окружающим свет». Еще губернатор предложил принять закон о нравственности, подобный Кодексу строителей коммунизма.
«Выродками» и «отребьем» назвал иноверцев ректор Государственной академии права, остепененный юрист Федор Григорьев. Закон о свободе вероисповедания растворился в атмосфере обкомовской гостиницы. Посланцы из районов поклялись бороться с импортным «злом, которое хочет нас духовно развалить». Но выразили осторожное опасение, что в случае успешной борьбы население останется вовсе без пищи духовной, так как православные батюшки по деревням не ездят. Батюшки немедленно пояснили, что по колхозам им мотаться недосуг, не о лекциях надо думать, а божьей силе.
— Церковь боится обмирщения, — считает владыка Александр. — Народу мы предлагаем то, что и тысячу лет назад. И ничего нового предлагать не будем, мы не секта.
Религиозная проблема в области уже обозначилась в начале нынешнего года, когда Саратов стал центром одной из новообразованных католических епархий. Еще тогда региональная власть с патриотическим пылом заклеймила «римскую веру», чуждую на земле немцев Поволжья.
— Очень хорошо, что светская власть встречается с духовными лидерами. Я рад, что православная церковь возрождается, — говорит католический епископ Клеменс Пиккель. — Но при этом надо соблюдать закон. Печально, что католики, лютеране и другие конфессии подобного внимания власти не удостоились. Те, кто выступает против католиков, просто не разбираются в делах церкви. Я сочувствую таким людям, ведь они родились в Советском Союзе, где понятия веры были перевернуты. Десять лет свободы, видимо, слишком мало.
Восстановить храм Александра Невского — мысль интересная, а главное, свежая. Губернатор уже сказал, что эта стройка станет «вторым храмом Христа Спасителя». Сходства действительно много. На месте саратовского собора также стоит спортсооружение — стадион «Динамо». Тем не менее финансирование строительства храма Александра Невского и семинарии в ближайшем будущем невозможно. «Бюджет области на 2003 год уже практически сформирован, — сказал первый вице-спикер Владимир Чуриков. — Основные средства будут направлены на зарплату бюджетникам. Денег на восстановление собора нет». Неизвестно, исполнятся ли обещания губернатора, но Дмитрий Аяцков и владыка Александр уже заявили, что конституционная норма о разделении церкви и государства устарела.
Саратов

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru