Русская линия
Время MN Борис Колымагин11.12.2002 

Новая религиозная политика
Редакционное предисловие

Неожиданную остроту приобрели в последнее время отношения государства и религиозных организаций.
Сначала общество взбудоражила попытка Минобразования внедрить в школьный курс «Историю православной культуры».
Потом так называемый доклад Кадырова — Зорина о борьбе с религиозным экстремизмом.
Из провинции пошли известия о борьбе с проповедниками-иноверцами.
Наконец, стало известно, что готовится некая концепция, призванная прочертить линию поведения власти в отношении традиционных и нетрадиционных для России конфессий.
Что все это значит? Власть решила наконец определиться или религия пытается занять более заметное место в светском государстве?
Государство отделяется от верующих
Доклад Кадырова — Зорина воспроизводит риторические фигуры церковных радикалов. Похоже, что концепция религиозно-государственных отношений в современной России претерпевает серьезные изменения, и на первое место выходит доктрина «господствующей церкви».
Об этом свидетельствует наделавший уже немало шума проект доклада, подготовленный к совместному заседанию Совбеза, Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте.
Над ним работали более тридцати чиновников под руководством Ахмада Кадырова и министра Владимира Зорина. Текст документа, формальной темой которого является религиозный экстремизм в России, фактически ставит вне закона большинство религиозных объединений. В ряду угроз национальной безопасности первыми стоят католики, затем протестанты, представители новых религиозных движений и лишь в отдалении маячат исламские фундаменталисты. Почему список выстроен именно так, гадать не приходится. Невооруженным глазом видно, что под вывеской борьбы с экстремизмом «ведомство православного исповедания» «мочит» своих конкурентов.
Еще недавно Московская патриархия заявляла, что выступает против «огосударствления». Отказ от участия в сомнительном проекте под названием «русское православное государство» торжественно закреплен в социальной доктрине РПЦ. Однако события последнего времени ставят под сомнение эти намерения. Мы видим активное продвижение религии в государственные сферы. РПЦ лоббирует введение в базовое, то есть обязательное для всех школьное образование курса «Основы православной культуры». Руками силовых органов она борется с духовными конкурентами, контролирует деятельность иностранных миссий.
Не отстают по части «огосударствления» и светские политики. Так, Сергей Глазьев выступил с «ценной» инициативой о предоставлении РПЦ того же статуса, что и учреждениям здравоохранения и образования. В повестке дня — вопрос о воссоздании Совета по делам религий, нового Министерства культов, которое неизбежно будет вторгаться в деятельность религиозных объединений. В начале перестроечных послаблений широко тиражировалась хлесткая формула «церковь отделена от государства, но не от общества». Однако подлинного диалога церкви с обществом за годы так называемого религиозного возрождения не произошло. Тому было немало причин, главная из которых связана с торжеством фундаментализма внутри церковной ограды. В самом деле, кому охота вступать в разговор с людьми, постоянно муссирующими тему «заговора мировой закулисы», тиражирующими байки о ритуальном убийстве Николая II и с жаром обсуждающими введение цензуры?
К сожалению, одиозные организации типа радиостанции «Радонеж», на волнах которой можно услышать немало экстремистских высказываний, находят поддержку в церковном руководстве. Напротив, священники, отошедшие от «генеральной линии», подвергаются всевозможным притеснениям. Чтобы не ходить далеко, можно привести пример общины священника Георгия Кочеткова, которая активно занимается миссионерской деятельностью, переводом богослужения на понятный язык, помощью детям из сиротских домов и т. п. Уже много лет, лишенная в результате фундаменталистских заморочек прихода эта многотысячная община ведет полуподпольное существование, кочуя из храма в храм. И такое положение дел, похоже, устраивает церковных руководителей, активно подыгрывающих государству на идеологическом поле. Разрыв между духовенством и верующими их мало волнует.
Любопытно, что идеология фундаментализма стала разменной монетой в чиновничьих играх. Доклад Кадырова — Зорина с точностью воспроизводит ходы и риторические фигуры церковных радикалов, начиная с ненаучного термина «тоталитарные секты» и кончая образом врага-иностранца. Доктрина «государственной церкви» далека от реалистического понимания места религии в современном мире. Ее раскрутка в перспективе может больно ударить и по церкви, и по государству. По церкви — потому что окончательно убьет в ней ростки общинной, соборной жизни. По государству — потому что поставит под сомнение то положительное, что несет в себе религия.
Продолжение следует

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика