Эскиз картины Нестерова «Троица ветхозаветная» пытались вывезти под видом «Полевых цветов»
Вчера сотрудники Московской западной таможни Центрального таможенного управления обнаружили в багаже гражданина Югославии задекларированный под другим названием эскиз картины Михаила Нестерова «Троица ветхозаветная». Таможенников насторожил тот факт, что на картине, в документах проходящей под названием «Полевые цветы», было изображено явление трех ангелов Аврааму. Как рассказали корреспонденту «НГ» в Государственном таможенном комитете (ГТК), гражданин Югославии оформлял в Московской западной таможне багаж двух своих соотечественников, уже покинувших Россию. В багаже находилось 16 картин, и к ним была приложена справка Минкульта о том, что все эти полотна не представляют особой культурной и исторической ценности и разрешены к вывозу из России. Среди представленных полотен таможенники обнаружили и картину, как они говорят, «явно религиозного характера», хотя в декларации полотна на религиозные мотивы заявлены не были. Приглашенные эксперты сняли с полотна рамку и обнаружили под ней надпись: «Троица ветхозаветная», Нестеров, 1921 год". По мнению экспертов, каталожная стоимость картины — более 75 тыс. рублей, а ее цена на черном рынке — не менее 15 тыс. долларов. По факту контрабанды картины возбуждено уголовное дело по ст. 188 УК РФ. Картину изъяли и отправили на экспертизу в Минкульт, где должны ответить на вопрос, представляет ли этот эскиз культурную и историческую ценность и разрешен ли он к вывозу из России. Теперь судьба гражданина Югославии и уголовного дела в целом зависит от решения Минкульта. Однако не исключено, что этот инцидент — следствие банальной ошибки: отличить ангелов от «Полевых цветов» может даже человек, не обладающий серьезными познаниями в искусстве. В любом случае независимо от решения Минкульта бдительность московских таможенников легко объяснима. Сотрудники ГТК ежегодно изымают более 10 тысяч предметов, имеющих культурную и историческую ценность. Большую часть из них составляют иконы. В России уже сформировались «антикварные» преступные группировки, которые действуют по отработанной схеме: по церквам ездят люди, хорошо осведомленные в вопросах религиозного искусства, а после «разведчиков» за дело берутся воры — на воровском сленге их называют «досочниками». Похищенные иконы попадают в руки тех, у кого есть отлаженные каналы сбыта подобных раритетов, — как правило, иконы уходят за границу (одна из «антикварных» группировок сбывала иконы во Францию и Германию). Объясняется это просто: в России интерес коллекционеров к иконам невелик, а в Европе их стоимость возрастает в десятки раз. Помимо высокой доходности этот криминальный бизнес привлекателен еще и относительной безопасностью. У РПЦ более 15 тысяч храмов и монастырей, большая часть которых находится в отдаленных деревнях и селах. В основном хищения икон происходят во Владимирской, Ивановской, Нижегородской, Ярославской областях и в Подмосковье. В милицию сообщения о таких кражах поступают самое раннее на следующий день, и «досочникам» вполне хватает времени для того, чтобы без суеты замести следы преступления.