Русская линия
Советская Чувашия Альбир Крганов04.12.2002 

А. Крганов: «Любовь к родине — это часть нашей веры»

Руководитель Духовного управления мусульман Чувашии Альбир Крганов — уроженец села Шыгырданы, что в Батыревском районе. Родился в семье священнослужителей, окончил Казанское богословское медресе, Российский исламский университет. Сейчас возглавляет департамент внутренних дел и внешних отношений Центрального Духовного управления мусульман России и входит в ученый совет Российского исламского университета.
Также А. Крганов является членом комиссии по правам человека и вопросам помилования при Президенте Чувашии, жюри премии «Российский Национальный Олимп». Женат, в семье ждут пополнения.
— Муфтий хазрат, ваше недавнее выступление на форуме «Тольяттинский диалог» федеральный министр В. Зорин назвал очень мудрым. О чем вы говорили?
— О противодействии экстремизму, о том, что сейчас идет идеологическая интервенция и экспансия против России, по сути — информационная война против российской государственности. С этим нужно бороться сообща и настойчиво.
— Вы всегда открыто осуждали экстремизм и ваххабизм. Не потому ли, как говорят, сам Басаев приговорил вас к смерти?
— Во-первых, я верующий человек и верю в предопределение, на все — воля Божья. Во-вторых, как гласит арабская поговорка, «Шакалы воют — караван идет"…
— Традиционному духовенству, в том числе и вам, порой ставят в вину близость к государственной власти.
— В Коране говорится: «Повинуйтесь Аллаху, его посланнику и власть предержащим из вас». Уважая свое государство, его Конституцию, я исполняю не только гражданский, но и религиозный долг. Пророк Мухаммед говорил: «Любовь к Отчизне — это частица веры». Мы обязаны чтить и уважать свою Родину. Сохранение веры во многом зависит от того, как мы ведем себя в обществе. Не будет никакой молитвы, чтения книг, поста, если не будет мира и спокойствия. В Чечне сейчас кто-нибудь думает о том, как построить мечеть, как помолиться? Поклонение Аллаху, свершение добрых дел во многом зависит от того, будет ли мир в государстве.
— Правда ли, что в Коране еще говорится: «Не верящий в Аллаха не имеет права на существование», а также: «Убей неверного»?..
— Неправда. Коран запрещает убивать людей, какой бы они ни были веры. Уж если даже дьявол, шайтан, имеет право на существование, то как его может не иметь человек? Другое дело — война, когда нападают на твою страну. Защита Отчизны — священный долг.
— Что же такое тогда джихад?
— Внутри каждого из нас сидит свой маленький шайтан. Бороться против него — это и есть великий джихад.
— В последнее время, в частности, в связи со взрывами и захватом заложников в Москве, агрессией против Дагестана много говорилось о ваххабитах. Чем они отличаются от «нормальных» мусульман?
— Ваххабизм — это радикальная идеология с использованием исламского фактора, возникшая 150 лет назад в Саудовской Аравии, бывшей тогда британской колонией. Придумана она была, чтобы заставить мусульман воевать друг с другом, отвлекая их от главной цели — получения независимости от Великобритании. Основная идея ваххабизма — принимать Коран без всяких интерпретаций, отметать все национальные традиции, игнорировать тот факт, что рядом с мусульманами живут люди других вер и традиций. Ваххабиты отрицают и право других мусульман на свое прочтение заповедей пророка. Это идеология нетерпимости к другим верам, обычаям, традициям, вообще к людям, чем-то отличающимся от тебя. Ваххабизм был утвержден в Саудовской Аравии через кровь тысяч и тысяч людей.
В России идеологию ваххабизма пытаются внедрить давно. Еще в начале века были попытки сделать это, но тогда наши ученые-богословы дали решительную отповедь. Этим летом за «круглым столом» в Москве, где присутствовали и те, кто способствует проникновению ваххабизма в нашу страну, так и не подписав обращение против ваххабизма и экстремизма, некоторые деятели покинули зал: «Ваххаб» — по-арабски значит «щедрый». Видно, щедро им платят за их поддержку. Такие люди завтра могут стать фашистами или антисемитами, смотря кто им заплатит и за что: Я ответственно заявляю, что в массовом масштабе ваххабизма в России нет. Люди, симпатизирующие этому течению, не составят и одного процента российских мусульман.
— Как вы оцениваете ситуацию в Чувашии?
— Она стабильна и динамично позитивна. Федеральное правительство признает, что Чувашская Республика в конфессиональном и национальном отношении — один из самых стабильных регионов России.
— Различаются ли как-то нравственные ценности ислама и православия?
— По сути мы схожи. У нас давно налажены братские отношения с Русской православной церковью, мы постоянно ведем диалог и сотрудничаем. С его высокопреосвященством Митрополитом Варнавой я знаком уже десять лет, очень уважаю этого человека, ценю за ту роль, которую он играет в духовно-нравственном возрождении республики. И возрождение ислама — одна из его составных частей.
Существует и Межрелигиозный совет России, который объединяет крупнейшие традиционные конфессии: православных, мусульман, иудеев и буддистов. В его рамках мы способны решить любую возникающую проблему.
— Представители радикальных религиозных течений говорят, что защищают ислам, и нужно если не добром, так силой заставить всех признать его истину…
— В каждом человеке мусульманин прежде всего должен видеть брата. Право на свободу выбора веры, между прочим, дает не государство, а сам Бог. В Коране говорится: «Кто пожелает, пусть уверует в Единого Творца; кто не желает, пусть не верует». «Нет принуждения к вере» — этот аят никто не отменял и отменить не может. И когда чеченские бандиты говорят, что защищают ислам, — это не просто неправда, это еще один грех, когда священным исламом они прикрывают свои преступления.
— Вы патриот России?
— А как иначе. Только наши родственники потеряли в Великую Отечественную более 20 человек, доблестно защищавших свою Родину. Мой родной дядя — Герой Советского Союза. Меня воспитывали на ценностях патриотизма, и религия тому же учит.
— Мы знаем, что в Чувашии более 40 мечетей. Помогало ли государство, зарубежье в строительстве мечети в Чебоксарах?
— Из заграницы нам никто не помогает, и слава Богу. Вообще, я считаю, в строительстве мечетей должно помогать государство. Куда иначе будет пойти людям в старости? Но помощь до нас пока не дошла, на собранные «с миру по нитке» деньги строили. Сейчас идут богослужения, 5 декабря в 8 утра первый раз в настоящей мечети проведем Ураза-Байрам, всех туда приглашаем. Чуть погодя, Бог даст, и полумесяц на мечети воздвигнем.
— С какими пожеланиями в этот праздник вы обратитесь к верующим?
— Мы граждане единого государства, имя которого — великая Россия. И живем здесь бок о бок с православными русскими и чувашами. Всевышний так определил, что мы соседи на века. Перед всеми нами сейчас стоит огромная задача — добиться возрождения и процветания нашей Родины. И мы обязаны сохранять мир и спокойствие на нашей земле во имя наших детей и внуков, во имя счастья в этой вечной жизни.
Да поможет нам Бог!
Р. Гайфин

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru