Русская линия
Время MN И. Шевелев04.10.2002 

Бремя праведника

В издательстве «Практика» вышла в свет книга Антония, митрополита Сурожского, с кратким и емким названием — «Труды».
Московское издательство «Практика» вообще специализируется на медицинской литературе. Но, если имелось в виду исцеление всего человека, то лучшего выбора нельзя было сделать. Митрополит Антоний Сурожский — один из тех мудрецов, которых за всю историю человечества выявлено считанное количество. Иерарх православной церкви, он имеет непререкаемый духовный авторитет среди представителей всех религиозных конфессий и направлений. Его проповеди и диалоги, поучения и статьи совершенно ни на что не похожи по своей интонации, приводимым аргументам, личной боли и осмысленности. Он обращается прямо к вам в своей поневоле обобщенной словом речи.
Митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум) родился в 1914 году в семье русского консула в Персии. Его мать — родная сестра композитора Александра Скрябина. После революции вместе с родителями оказался в эмиграции. С юности решил посвятить себя Богу, закончив при этом биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В войну принял монашеский постриг, одновременно помогая в качестве врача подпольщикам Сопротивления. С 1948 года и до сих пор служит в Англии, ныне возглавляя епархию Русской православной церкви. Слово его, переведенное на десятки языков, сам цельный человеческий образ митрополита Антония ценятся, повторяю, людьми во всем мире, независимо от их конфессиональной принадлежности — за мудрость и достоинство, которые нельзя имитировать.
В 1990-х годах в России вышло десятка два книг проповедей и бесед митрополита Антония. Однако данное издание по его полноте сравнить не с чем. Огромный том в тысячу с лишним страниц разделен на семь разделов: «Материя и дух»; «Вопрошание»; «Человек»; «Слово Божие»; «Пути Божии»; «Встреча»; «Проповеди». Прилагаются полная библиография, избранная литература о митрополите Антонии, указатели. Сам внешний вид тома предполагает, что книга будет стоять на полке рядом с Библией. В любом случае это книга, с которой живешь.
Наверное, любой, кто читал философские, тем более богословские тексты, знает это чувство тупого изнеможения, которое охватывает тебя по мере чтения. Ощущение, с которым читаешь слова митрополита Антония, совершенно иное. Легкость и радость, непроизвольная улыбка, хотя бы он говорил о болезнях и смерти (содержание «отталкивающе философского» раздела «Материя и дух»). И постоянные вспышки откровения, совершенно неожиданные слова даже для начитанного человека, поскольку Антоний берет их не из книг, а из молитвы, из постоянного общения с Богом. Да, он говорит тебе лично, но говорит чаще о себе, ему неудобно учить тебя, он вспоминает, пытается понять, сказать: ну нельзя же так, право, нехорошо, вы сами же видите.
Читая митрополита Антония Сурожского, изменяешь границы своего понимания, физически ощущаешь покой раздвигающегося горизонта. Мы привыкли, что надо напрягаться, преодолевать себя и в себе, чтобы достигать искомых изменений. Ерунда! Тебя изменяет сама высшая жизнь. Просто успокойся, и лоб раздвинется. В школе нам показывали фильм, в котором череп обезьяны раздвигается, давая место человеческому лбу. Тут происходит примерно то же самое. С тем ощущением, что называется, небесным.
Даже вырванные из контекста, высказывания митрополита Антония могут поразить читателя. Не могу удержаться, чтобы не привести некоторые:
«Когда мы отказываемся во время болезни от помощи других, мы их лишаем величайшего счастья — нас долюбить до конца».
«Если духовная жизнь — это встреча с Богом, жизнь с Ним, то она может создать благоприятные условия для встречи, но не саму встречу. Скажем, если вы хотите слышать, что человек вам говорит, вам надо самому молчать, но от собственного молчания вы ничего не услышите, если он не заговорит».
«Трагизм смерти не в том, что в какой-то день мы окажемся перед лицом физической смерти, а в том, что задолго до того мы уже мертвецы среди… я хотел сказать — живых. Живых ли?.. Мы — мертвецы среди существ, которые еще не научились жить, различать подлинную меру жизни, горение жизни там, где оно есть».
«Употребляя молитвы святых, мы находимся в положении человека, который прислушивается к музыке великих композиторов. Он воспринимает через музыку только то, на что сам способен, то есть у него дрожат в душе те струны, которые уже способны отозваться на многосложность данной музыки. Но по мере того как он прислушивается чаще и чаще, его душа делается более чуткой, и в какой-то момент ему не нужна будет музыка, потому что он сможет перейти из звука в молчание».
Есть древнее монашеское присловье, которое любит повторять митрополит Антоний: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни». Сам Антоний Сурожский являет собой человека, через которого очень многие приходят в церковь, чтобы сделать живым и насыщенным свое общение с Создателем, которое ведь на самом деле суть вся наша жизнь.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика