Русская линия
Газета.GZT.Ru Антон Иваницкий12.12.2006 

Друг Ватикана — друг Пиночета?

Ватикан до сих пор не отреагировал на смерть Аугусто Пиночета и вряд ли это сделает. Экс-диктатор, уверенный, по собственному признанию, что попадет в рай, считал Святой престол своим другом. А вот считали ли кардиналы и архиепископы другом его?

Все чаще раздаются голоса: поведение Ватикана во времена диктатуры Аугусто Пиночета ярко свидетельствует о том, что Церкви абсолютно все равно, с кем иметь дело. Главное — чтобы светский правитель поощрял распространение ее влияния.

Проанализируем эту точку зрения. Аугусто Пиночет до поступления в военную академию получил католическое образование. Убежденный в непогрешимости постулатов матери-Церкви, диктатор к тому же был уверен, что любой успех и любая неудача, сопровождавшие его жизнь, продиктованы Провидением.

Противники Пиночета утверждают даже, что его однокашники добились постов в Ватикане и сделали все возможное для создания благоприятного имиджа диктатуры. Конечно же, это преувеличение. Согласитесь, процент вероятности того, что одна чилийская школа с завидной регулярностью выпускает влиятельных «пастырей» и кровавых диктаторов, крайне низок.

Тем не менее в начале 1999 года Папа Иоанн Павел II отправил послание британской палате лордов, которая тогда решала вопрос об экстрадиции Аугусто Пиночета. Понтифик заступился за экс-диктатора. Его пресс-секретарь Хоакин Наварро-Вальс почему-то объяснил это заступничество тем, что «Святой престол поддерживает раскаяние везде, и в том числе в Чили». Более того, несколькими месяцами ранее тогдашний ватиканский госсекретарь Анджело Содано охарактеризовал действия Пиночета как попытку сохранить суверенитет страны.

На все эти события незамедлительно отреагировали чилийские организации родственников жертв диктатуры. Святой престол был завален гневными посланиями. «Католическая церковь не может учить, что убийства, похищения, пытки оппозиционеров могут оставаться безнаказанными», — писали авторы одного из них.

Дальше — больше. Европейские СМИ начали цитировать откровения функционеров диктатуры и сторонних наблюдателей, стремившихся вывести на свет Божий «порочную» связь Церкви и диктатуры.

Так, бывший чилийский офицер Адольфо Франсиско Шилинго вспомнил одну свою исповедь. По его словам, он пришел к священнику, переполненный покаянием за то, что участвовал в уничтожении трупов людей, погибших от пыток. «На их долю выпала христианская смерть, ведь они не были травмированы. Их нужно было уничтожить, ведь даже Библия учит уничтожать сорную траву», — якобы ответил святой отец.

Поборники Ватикана напоминают, что очень многие реабилитационные центры для родственников жертв террора организовали именно священники. Да и Иоанн Павел II помолился за жертв диктатуры, когда во время латиноамериканского турне ему показали раздирающие душу фотографии пыток.

Как бы то ни было, но остается вопрос, что именно было частной инициативой священников, а что — позицией Церкви: называть замученных сорной травой или помогать им.

Святой престол ответа не дает, обрекая исследователей на споры относительно еще одной тайны ватиканских архивов.

http://www.gzt.ru/world/2006/12/11/220 816.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru