Русская линия
НГ-Религии Маргарита Горшкова12.12.2006 

От явления Богородицы до раскола
Православие в Эстонии по-прежнему переживает нелегкие времена

У православия в Эстонии давняя история. Первые письменные свидетельства о его появлении на эстонской земле относятся к XII в. По церковному преданию, оно уже утвердилось здесь с основанием в 1030 г. князем Ярославом Мудрым города Юрьева (Тарту).

По легенде, сама Богородица благословила распространение православия на эстонской земле, в XIII в. явившись на Пюхтицкой горе местным пастухам. В XVI в. на этих землях проповедовал священномученик Корнилий Псково-Печорский. В это время приходы существовали в Ревеле (ныне Таллин) и Юрьеве, причем право русских купцов иметь свой храм в Ревеле гарантировалось договором Ливонского ордена с Новгородом, а позднее — с московскими государями.

Начало XVIII в. — новый этап в распространении православия в Эстонии. После окончания Северной войны на эстонских землях, ставших частью Российской империи, медленно, но верно стало увеличиваться число православных приходов, в основном объединявших русское население. Массовое обращение коренного населения сопровождается возникновением собственно эстонских приходов и увеличением числа священников-эстонцев. Православная духовная семинария в Риге готовит священнослужителей для Эстонии и Латвии — некоторые ученики и выпускники этой семинарии стали впоследствии у кормила церковного правления в Балтийском крае.

Революция 1917 г. и обретение Эстонией государственной независимости вызвали серьезные изменения в положении Церкви (до этого времени приходы Эстонии входили в состав Рижской епархии). Приходы, находившиеся на территории Эстонии, вошли в Ревельскую епархию, а в 1920 г. определением Патриарха Тихона Эстонской Православной Церкви была дарована автономия.

Однако уже в 1923 г. Эстонская Православная Церковь переходит в юрисдикцию Константинополя. Связь с Московским Патриархатом была прервана после прихода к власти в России большевиков вплоть до начала 1940-х гг., когда митрополит Александр (Паулус) принес покаяние перед Священным Синодом Русской Православной Церкви (РПЦ) и Патриаршим Местоблюстителем, Блаженнейшим Митрополитом Сергием (Страгородским).

Советский период жизни Эстонской Церкви, как и для всей РПЦ, стал временем испытаний. Закрылась почти половина приходов, стоял вопрос о закрытии Александро-Невского собора и Пюхтицкого монастыря, отстоять которые удалось благодаря митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию (Ридигеру), ныне Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Выход Эстонской Республики из состава СССР принес Православной Церкви не только свободу, но и новые осложнения. В 1993 году Алексий II своим «Томосом» подтвердил автономию, дарованную Эстонской Церкви Патриархом Тихоном. Но от раскола по национальному признаку эта автономия ее не спасла. Раскол был инспирирован, как и в 1920-е гг., эстонскими националистическими кругами, которые видели в представителях Московского Патриархата враждебную «руку Москвы». В начале 1990-х гг. XX в. Эстонская Православная Церковь раскололась на две структуры: Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую Апостольскую Православную Церковь Константинопольского Патриархата (ЭАПЦ КП).

Москва объявила о прекращении литургического общения с Константинополем вплоть до разрешения конфликта. Итогом стало подписание комиссиями двух Патриархатов так называемого Цюрихского соглашения в 1996 г., по которому стало возможным размежевание двух частей Эстонской Церкви как в каноническом, так и имущественном отношении. Принципы Цюрихского соглашения были подтверждены в Берлине в 2001 г.

Вместе с тем только в марте 2001 г. состоялась государственная регистрация ЭПЦ МП с учетом основного принципа, на котором настаивала Москва. Этот принцип заключается в следующем: ЭПЦ МП — не новообразование, возникшее в советское время, а автономная Церковь в составе Московского Патриархата, берущая свое начало от «Томоса» Патриарха Тихона 1920 г.

В настоящее время у ЭПЦ МП тридцать два прихода. Подавляющее большинство прихожан — этнические русские или русскоязычные жители Эстонии, которых насчитывается 150−200 тысяч. Собственно эстонских приходов нет, а духовенство в своей основной массе получило образование в учебных заведениях России, редко Финляндии.

Государство, как правило, оказывает поддержку в области ремонта и реставрации церковных зданий. В то же время у ЭПЦ МП практически полностью отсутствуют контакты с учреждениями образования, но это связано с общими проблемами преподавания русского языка в стране. Однако в Нарве действует частная православная гимназия.

Отношения с ЭАПЦ остаются нестабильными. Как утверждает секретарь предстоятеля ЭПЦ МП митрополита Корнилия (Якобса) священник Алексий Колосов, Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата «опережает ЭАПЦ и количественно, и по уровню организации духовной жизни». Церкви, находящиеся в юрисдикции Константинополя (около 50 приходов), расположены преимущественно в глубинке.

«Они не хотят идти на контакт, — утверждает секретарь митрополита. — Для того чтобы открыться, нужно преодолеть внутренние разногласия. Церковь это не здания, а сообщество людей. Мы не требуем у них здания. Самое главное — люди, которые являются носителями веры». Так или иначе, вопрос о зданиях также остается нерешенным: вопреки положениям Цюрихского и Берлинского соглашений, из 18 храмов и приходских домов, которые ЭАПЦ должна передать ЭПЦ МП, переданы лишь пять объектов. Как отметил в одном из своих недавних интервью митрополит Корнилий, передаче зданий препятствуют и государственные чиновники, видящие в ЭПЦ МП «руку Москвы». В ЭАПЦ, в свою очередь, утверждают, что их Церковь лишь «канонически связана» с Константинопольским Патриархатом, но в то же время является автономной, «в отличие от ЭПЦ МП, которая представляет собой часть Московского Патриархата».

http://religion.ng.ru/history/2006−12−06/5_bogorodica.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика