НГ-Религии | Алексей Шмырев | 12.12.2006 |
22 июля 1763 г. императрица Екатерина II издала манифест, который положил начало переселению европейских колонистов в пределы Российской империи. Это приглашених вызвало большой резонанс преимущественно в немецких землях. Тысячи немецких колонистов, пришедшие на безлюдные приволжские просторы, где до этого появлялись только кочующие племена киргиз-кайсаков и калмыков, основали колонии, ставшие маленькой Германией на берегах Волги.
Среди немецких поселенцев преобладали лютеране, но были и католики, и меннониты. Манифест 1763 г. разрешал им «строить церкви и колокольни, имея потребное число при этом пасторов и прочих церковнослужителей». Колонии были объединены в округа по религиозному принципу. На лютеранских пасторов и католических священников были возложены самые разнообразные обязанности. Как минимум один раз в год они должны были посещать все колонии своего прихода, наставляя прихожан в вере. Школы немецких поселенцев находились в полном подчинении у священнослужителей, занимавших первое место в преподавательском составе и читавших Закон Божий. Кроме того, в лютеранских и католических церквах велись метрические книги, куда записывались данные о крестившихся, сочетавшихся браком и умерших.
Управление колониями осуществлялось через специально созданное российским правительством учреждение — Канцелярию опекунства иностранных подданных. Ее первым президентом был граф Григорий Орлов. Первоначально пасторов на льготных основаниях содержало правительство, а утверждал министр внутренних дел (в 1904 г. право утверждения перешло к губернатору). Однако если пастора содержали сами колонисты, то за ними закреплялось и право его избрания.
В Поволжье не существовало лютеранской семинарии, а следовательно, и собственного духовенства. В основном немецкие лютеранские приходы возглавляли прибалтийские немцы — выпускники Дерптского университета. Пасторов также выписывали из-за границы, в основном из Швеции, Саксонии, Пруссии и Голландии. Число немецких поселенцев постоянно росло, причем довольно высокими темпами. Если в 1861 г. один пастор окормлял в среднем 6500 человек, то в 1905 г. на одного пастора приходилось 13 000 прихожан. К 1914 г. полумиллионное население немецких колоний окормляли всего 79 пасторов.
В критические моменты истории поволжских немцев духовенство разделяло с колонистами все их лишения: и во время Пугачевского восстания в 1773—1774 гг., и в эпоху жестоких набегов киргиз-кайсаков и калмыков в 1774—1776 гг. В целом отношения между лютеранским духовенством и правительством строились на взаимовыгодной основе. Взаимопонимание между ними нарушилось только один раз: в 1890-х гг., когда губернские власти потребовали от пасторов поддержать обучение русскому языку в приходских школах.
Первые деревянные церкви в колониях были выстроены за счет государства, однако масштабное строительство каменных церквей началось лишь в XIX в. Колонисты были готовы жертвовать на строительство храмов большие суммы. В Поволжье сформировался особый архитектурный стиль, известный как классицизм российских немцев, так называемый «контор-стиль». В этом стиле в 1840—1850-х гг. были построены лютеранские церкви в Екатериненштадте (Маркс), в Бальцере, Франке, Гриме (Лесной Карамыш) и в Варенбурге (Привольное). Последняя церковь в этом стиле построена в 1886 г. в Розенгейме (ныне Подстепное).
Во второй половине XIX в. классицизм уступает свои позиции неороманскому стилю (лютеранские церкви в Цюрихе (Зоркино) и Саратове), а к концу столетия архитектура немецких церквей в Поволжье подверглась сильному влиянию неоготики. В неоготическом стиле были построены лютеранские церкви в Динкеле (Тарлыковка) и Гнадентау (Верхний Еруслан), а также католическая церковь в Каменке. Так, ко времени крушения Российской империи сформировался внешний облик немецких поселений в Поволжье.
Органы для церквей специально заказывались в Германии. Крупнейшими изготовителями были известные фирмы «Walker aus Ludwisburg» и «Orgelbau W. Sauer». Орган фирмы «Walker» находился и в церкви Святой Троицы в Екатериненштадте, которую часто называют самой красивой церковью немецких поселений. Ее построили в 1851 г. на рыночной площади города, она вмещала до полутора тысяч прихожан. Над западным порталом возвышалась высокая колокольня, хорошо заметная идущим по Волге судам.
В 1920—1930-х гг. гонения на религию в Советском Союзе привели к тому, что подавляющее большинство оставшихся к тому времени в России пасторов были осуждены за контрреволюционную деятельность. Церкви переоборудовали в моторно-тракторные станции, дома культуры и склады. Сносились колокольни, демонтировались орг`аны, осквернялись алтари. Ликвидация Автономной республики немцев Поволжья в 1941 г., указ о депортации поволжских немцев в Сибирь и Казахстан, обвинение их в содействии фашистам — все это стало трагедией не только для людей. Эти события решили судьбу многих уникальных памятников церковной архитектуры, которые ныне разрушаются и гибнут на глазах.
Сегодня в Поволжье лютеран почти не осталось. Церкви, построенные когда-то с большим трудом и верой, находятся в плачевном состоянии. Среди поволжских немцев, еще оставшихся в живых и помнящих красоту своих храмов, бытует поверье: прислушавшись, в разрушенной церкви, можно уловить печальные звуки органа, а также увидеть пастора у распятия, призывающего прихожан к причастию…