Румынская и Русская Церкви борются за души жителей молодой республики
В августе нынешнего года Республика Молдова отметила 11 лет независимости. К этому моменту правительство выполнило основные требования Совета Европы по демократизации молдавского общества. В частности, 30 июля была зарегистрирована Бессарабская Митрополия, находящаяся под юрисдикцией Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Бессарабская Митрополия РумПЦ действовала на территории Молдавии с 1918 по 1940 г., пока Молдавия входила в состав Румынии. В 1940 г. согласно пакту Молотова-Риббентропа Молдавия отошла к СССР. Тогда же Бессарабская Митрополия прекратила свое существование. В 1992 г. при участии некоторых прорумынски настроенных политиков и священнослужителей епископ РПЦ Петру Пэдурару заявил о возобновлении деятельности Бессарабской Митрополии в качестве преемницы той, которая существовала при румынах. Пэдурару был немедленно запрещен в служении Русской Церковью и одновременно возведен в сан митрополита Румынским Патриархатом. Так начался политический конфликт двух Церквей. В течение десяти лет молдавское правительство отказывалось регистрировать новообразованную Митрополию, мотивируя свой отказ указанием на сугубо церковный характер конфликта и предоставив двум Церквам возможность самостоятельно разрешить проблему. Однако реальной причиной отказа Бессарабской Митрополии в регистрации было стремление властей сохранить самостоятельную национальную Церковь и не допустить влияния Румынии на внутриполитическую ситуацию в стране. Напомним, что Молдавская Митрополия является автономной, то есть самоуправляемой, что означает минимум вмешательства Москвы во внутренние дела молдавской Церкви. Отказу в регистрации Бессарабской Митрополии немало способствовало также категорическое сопротивление Московского Патриархата и его жесткая позиция по поводу недопустимости наличия румынской церковной структуры на «канонической территории» РПЦ. Переход части клириков под юрисдикцию РумПЦ был однозначно оценен в Москве как раскол. Ситуацию разрешило постановление Европейского суда по правам человека. 13 декабря 2001 г. было вынесено решение по иску Бессарабской Митрополии против властей Молдовы. Суд постановил, что правительство нарушило различные статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и обязал выплатить представителям Бессарабской Митрополии компенсацию 27 тыс. евро в возмещение морального ущерба и судебных издержек. Последовавший протест молдавского кабинета министров был отклонен, а через четыре месяца, в апреле 2002 г., Парламентская ассамблея Совета Европы приняла документ «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе», настоятельно рекомендующий молдавским властям зарегистрировать Митрополию РумПЦ. Активным лоббистом Бессарабской Митрополии выступила молдавская оппозиция в лице Христианской Народно-Демократической партии (ХДНП) и ее председателя Юрия Рошки. ХДНП известна своими прорумынскими или, как говорят молдаване, румыноунионистскими настроениями. Среди прочего, например, ХДНП ратует за отмену преподавания русского языка в школах. Бессарабская Митрополия открыто признает, что поддерживает ХДНП, а ХДНП объявляет ее своей духовной и идеологической опорой. Таким образом, официальное признание Бессарабской Митрополии молдавским правительством становится удачей именно оппозиции и ее победой. ХДНП играет на румынофильских настроениях части молдавского общества и активно пропагандирует идею румынизации Молдавии, в том числе румынизации духовной, национальной, культурной и исторической. В результате сторонниками митрополита Петру Пэдурару становятся в первую очередь деятели культуры, литературы, искусства. Налицо ставка ХДНП на интеллигенцию, которая оказывает влияние на определенную часть населения, считающую себя румынами. Известно, что население Молдавии и Румынии — люди одной национальности с общим языком и культурой. Теперь же после официального, хотя и вынужденного признания молдавским правительством Бессарабской Митрополии конфликт может затянуться на долгие годы и расколоть Молдавию на «молдаван» и «румын». Уже сейчас имеют место резкие высказывания молдавских политиков в адрес Бухареста. Например, известно заявление министра юстиции Молдавии Иона Морея о том, что он рассматривает требования сторонников Бессарабской Митрополии исключительно как проявление румынской экспансии в Молдавии. Стремление Румынии присоединить Молдавию или по меньшей мере включить ее в сферу своего непосредственного влияния отмечается многими аналитиками. Политическая элита Румынии в своем большинстве по-прежнему исповедует идею «Ромыния Маре», то есть «Великой Румынии», и не признает существования молдавского народа, молдавского государства, молдавской истории и культуры, рассматривая их лишь в качестве части Великой Румынии. Еще в 1994 г. румынский президент Ион Илиеску в интервью итальянской газете «Corriere de le Sera» заявлял: «Республика Молдова — искусственное государство, созданное советскими коммунистами и нацистами». Мысль о том, что Бессарабия — исконная часть румынского государства, отобранная у Румынии Российской, а после советской империей, неоднократно звучала в выступлениях высокопоставленных румынских политиков. Не секрет, что РумПЦ является сегодня государственной структурой и официально находится в государственном подчинении. Правительство Румынии выплачивает зарплаты священникам РумПЦ, в том числе и клиру Бессарабской Митрополии. Известно также, что правительство Румынии разработало и официально приняло программу «Румынская Церковь», она направлена на «возрождение Церкви румын вне Румынии» в границах до 1940 г. и финансируется румынским правительством. Таким образом, во внешней политике Молдавии регистрация Бессарабской Митрополии стала вынужденной уступкой Совету Европы. Как ни парадоксально, это одна из жертв, принесенных на алтарь независимости республики и ее интеграции в Европейское сообщество. Во внутриполитической жизни регистрация усилила раскол общества на две противостоящие стороны: «Pro Romania» и «Pro Moldova». И хотя последняя пока что доминирует, успех первой в «бессарабском деле» очевиден, румынофилы шли к нему 10 лет и в любой момент могут оказаться победителями. Кроме того, возникновение новой церковной структуры создает прецедент и может повлечь за собой дальнейшие церковные расколы. Сепаратистскими настроениями известны приднестровская Тираспольско-Дубосарская епархия, а также православные гагаузы на юге республики. Наконец, острый конфликт между РПЦ и РумПЦ на территории Молдавии только начался. Вполне вероятно, что Бессарабская Митрополия при финансовой и идеологической поддержке Румынии начнет набирать силы. В этом случае неизбежно возникновение имущественных споров, конфликтов на местах, вовлечение представителей обеих Митрополий в политические войны. Сложившуюся ситуацию мы попросили прокомментировать непосредственных участников и свидетелей событий, происходящих в Молдавии. От себя добавим, что в ходе работы над статьей у нас сложилось впечатление, что представители новой Митрополии и политики, их поддерживающие, явно уклоняются от контактов с российской прессой. Игорь Бурчу, главный редактор журнала «Flux» («Течение»), Кишинев — На наш взгляд, регистрация Бессарабской Митрополии — явление положительное. Это акт восстановления исторической справедливости в отношении румынского населения Молдовы, большинство которого находилось до советской оккупации под духовным покровительством Бессарабской Митрополии. Митрополита Петру Пэдурару поддерживают практически все социальные категории, от интеллигенции до крестьян. Мотивы их перехода в Бессарабскую Митрополию также разнообразны — это и самоидентификация населения в качестве румын, и недовольство РПЦ. Присутствие на территории Молдовы двух Православных Церквей не единственный случай в истории. Все трудности могут быть преодолены только в случае невмешательства Московской Патриархии в дела Бессарабской Митрополии. Москва должна проявить доброжелательность и терпение, чего мы пока не наблюдаем. На данном этапе я оцениваю этот конфликт как односторонний, так как нападки происходят только со стороны Русской Православной Церкви. Противостояние закончится только тогда, когда РПЦ откажется от своих империалистических настроений. Виорел Михаил, главный редактор газеты «Сэптэмына» («Неделя»), Кишинев — Я был бы не против регистрации Бессарабской Митрополии, будь в Молдавии другие, более благополучные времена. Сейчас общество к этому не готово. Регистрация была навязана Советом Европы, который мы неоднократно предупреждали о возможных последствиях: расколе, религиозных бунтах, стычках. И все это уже началось. Безусловно, у нас общая с румынами культура. Но молдаване хотят создать свое свободное и независимое государство. Василе Стати, доктор исторических наук, председатель Молдавского отделения Международного общественного фонда единства православных народов, председатель патриотического движения «Pro Moldova» — Воссоздание так называемой Бессарабской Митрополии неканонично с церковной точки зрения и незаконно с точки зрения международного права. Митрополия Бессарабии является частью Румынской Патриархии, то есть напрямую подчиняется румынскому правительству. Это структура румынского правительства на территории другого суверенного государства. Правительство и президент Молдавии нарушили Конституцию республики, легализовав структуру другого государства на своей территории. Наше правительство оказалось в ситуации чрезвычайного давления Совета Европы и продемонстрировало уникальную робость, некомпетентность и бездействие. Известно, что Румыния осуществляет финансовую и политическую поддержку Петру Пэдурару. Недавно президент Румынии Илиеску заявил, что Бессарабская Митрополия — историческая структура РумПЦ и отрицать это бессмысленно. Налицо уже первые признаки раскола Православной Церкви в Молдавии, которая теперь, сохранив одну веру, один обряд, одни каноны, разделилась по политическому признаку и подчиняется Патриархам разных государств. Бессарабская Митрополия использует любые средства для привлечения сторонников. В результате ее деструктивной деятельности Молдавия может оказаться раздробленной и в итоге потеряет независимость. Архимандрит Маркелл (Михэеску), благочинный Бельцкого уезда, Молдавская Митрополия Московского Патриархата — Регистрация Бессарабской Митрополии провела линию баррикад в душах людей. Многие колеблются, решают, какую Митрополию выбрать. Произошедшее — успешный продукт внешней политики Румынии, которая «спит и видит», как она присоединяет к себе Молдову в качества провинции. Ситуация окончательно вышла за рамки церковной проблемы. Румынская Церковь здесь уже не участвует, участвует Румынское государство. Мне известны многие румынские священники, которые сочувствуют Молдавской Церкви и желают единства православия в Молдове, но боятся выступить по этому поводу. Митрополию Бессарабии поддерживают немногие, в основном люди, слепо верящие в то, что счастье молдаван сокрыто где-то в Румынии. Сейчас эта идея, пик увлечения которой приходился на 1994 г., постепенно уходит в прошлое. Но поскольку в Бессарабской Митрополии крутятся большие деньги, большинство ее сторонников просто зарабатывают таким образом на жизнь. Не могу сказать, что число «бессарабцев» быстро увеличивается. За два месяца, прошедших с момента регистрации, 18 приходов нашей Митрополии подали заявления о переходе в Бессарабскую Митрополию, но перешли только 4. Однако очень скоро все четыре прихода под давлением прихожан вернулись обратно. Более того, недавно к нам перешли 8 общин из Бессарабской Митрополии. Депутаты парламента Молдовы издали закон, предусматривающий суровые наказания за захват церквей и агрессивную пропаганду против той или иной религиозной организации. Пока только это удерживает сторонников Бессарабской Митрополии от нападения на наши церкви. Но на простых верующих уже нападают. Ночью 28 и 29 сентября в моем благочинии произошли нападения на двух сторожей. Нападавшие угрожали: «Вы перейдете на сторону Бессарабской Митрополии, или мы вас всех перестреляем». Нет сомнений, что это нанятые люди. К сожалению, это не единичный случай. Протоиерей Николай Балашов, руководитель секретариата ОВЦС МП по межправославным связям и заграничным учреждениям — Русская Православная Церковь не усматривает преемственности между Бессарабской Митрополией, существовавшей в 1918—1940 гг., и той церковной структурой Румынской Церкви, которая была зарегистрирована правительством Молдавии в июле этого года. Существование двух канонических юрисдикций на одной территории противоречит канонам Православной Церкви и порождает множество проблем, в том числе во взаимоотношениях между РПЦ и РумПЦ. Новообразованная Митрополия не признана ни одной автокефальной православной Церковью, кроме Румынской. Очевидно, что произошедший раскол в церковной жизни обусловлен политическим разделением молдавского общества. Не подлежит сомнению также и политическая поддержка Бессарабской Митрополии со стороны Румынии. Однако я не думаю, что следует ожидать сколько-нибудь значительного оттока верующих из Молдавской Митрополии в Бессарабскую. Несмотря на то что Молдавия является канонической территорией РПЦ, мы не хотим игнорировать желание части молдавского населения иметь более тесные контакты с Румынской Церковью. Поэтому в качестве одной из моделей урегулирования проблемы мы предлагаем создание ряда подворий РумПЦ в Молдавии, объединенных в единую сеть с единой организационной структурой. Подобное решение не нарушает церковных канонов и позволяет избежать конфликтов, связанных с присутствием РумПЦ на территории Молдавии. Мы пытались урегулировать этот конфликт путем братского диалога с Румынской Церковью. Осенью прошлого года Патриарх Алексий II направил письмо румынскому Патриарху Феоктисту с предложением провести двухсторонние консультации по возникшей проблеме. К нашему величайшему сожалению, ответа не последовало и диалог был таким образом прерван. Замечу, что молдавская проблема не единственная для РумПЦ. Похожее происходит в Сербии, где РумПЦ поставила своего епископа над валахами. Это обстоятельство создает сложные взаимоотношения и с Сербской Православной Церковью.