Русская линия
НГ-Религии Даниил Щипков30.10.2002 

Закон Божий или «православная культурология»
Чиновники и Церковь объединяются для воспитания детей

В последнее время вопрос о введении в школьное образование «Основ православной культуры» обратил на себя пристальное внимание общественности. Связано это в первую очередь с проявлением активной позиции в вопросах образования и религии тремя полномочными представителями президента в федеральных округах Георгием Полтавченко, Сергеем Кириенко и Виктором Казанцевым, созвавшими недавно конференцию «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования». На конференции среди прочих обсуждались вопросы преподавания религии в школе, государственного стандарта по теологии в вузах, недавно принятого Министерством образования, а также госстандарт конфессионального образования. Позиция государства оказалась однозначной: религия в светской школе не повредит. Проблема только, в какой форме будет вестись ее преподавание.
Как нам пояснили в Министерстве образования, речь идет не о собственно религиозном образовании и воспитании в рамках обязательной школьной программы, а о предметах «духовно-нравственной» и культурологической направленности. Установка полпредств, озвученная на конференции и получившая молчаливое одобрение президента, также указывает на необходимость сотрудничества государства и религиозных объединений в решении вопросов именно «духовно-нравственного образования и воспитания». Некоторые более сдержанно называют это преподаванием православной культурологии, так как, по их мнению, именно православие является государствообразующей и культурообразующей религией России. Такова, например, позиция Церкви.
Известно, что Русская Православная Церковь активно лоббирует введение в базовое (то есть обязательное для всех) школьное образование курса «Основы православной культуры». Успехи РПЦ на этом поприще очевидны. На протяжении десяти лет она ведет работу на местах, а также активно сотрудничает с Минобразования в рамках Координационного совета по взаимодействию министерства и Русской Православной Церкви. Совет занимается поиском совместных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в рамках существующего законодательства.
По Конституции Российской Федерации школа отделена от Церкви. Однако Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предоставляет возможность «обучать детей религии вне рамок образовательной программы». Происходить это может только по просьбе родителей и с согласия детей. Таким образом, закон предусматривает только факультативное преподавание религиозно ориентированных предметов.
Вся школьная система образования состоит из базового плана, или стандарта: предметов, обязательных для всех детей, а также из факультативных предметов, выходящих за рамки обязательной программы. Базовый план, в свою очередь, подразумевает федеральный, национально-региональный и местный школьные компоненты. Первый находится в ведении Министерства образования и распространяется на все школы Российской Федерации. Два последних находятся в ведении органов соответствующих уровней.
Факультативно Церковь давно присутствует в школе. Еще в 1999 г. Патриарх Алексий II в письме местным архиереям просил «обратить особое внимание на важность организации православного просвещения детей, учащихся в государственных и муниципальных школах». В письме Патриарха говорится: «…если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс „Основы православной культуры“, это, по мнению Алексия II, не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе».
Закон не запрещает даже преподавать Закон Божий вне рамок обязательной программы. Более того, Министерство образования, как обозначено в специальном письме от 4 июня 1999 г., поощряет «духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения» на факультативной основе, вне рамок образовательных программ в школах при содействии религиозных организаций с согласия родителей и детей. То есть жестко в рамках закона.
Однако сотрудникам Министерства образования известен ряд случаев преподавания предмета «Основы православной культуры» в рамках национально-регионального и местного компонентов. Более того, по их сведениям, локальный опыт преподавания данного предмета есть во всех регионах. Наиболее продвинутыми в этом вопросе оказались Курск, Орел, Волгоград, Самара, Смоленск. Нам также пояснили, что этот процесс никак не регулируется из Центра, так как Минобразования не отвечает за названные компоненты и формально влиять на их формирование не может.
Ряд экспертов считают, что таким образом на местах происходит обкатка нового курса. Свидетельством тому является и ряд соглашений между различными епархиями РПЦ и администрациями городов и областей. Например, договор между администрацией Новокузнецка и местной епархией предусматривает подготовку преподавателей и разработку программ в рамках специально созданного для этих целей Центра духовной культуры.
Судя по всему, в случае успешного внедрения предмета «Основы православной культуры» в школы, министерство и регионы будут нацелены на создание специальной программы подготовки учителей, сначала на базе институтов повышения квалификации, а в дальнейшем — введением ее в стандарт вузовской подготовки педагогов.
Предполагается, что учителя будут светскими людьми — профессиональными историками, филологами, культурологами, оставляющими за собой право верить или не верить в Бога. Естественно, в процессе их подготовки без Церкви не обойтись, как полагают в Минобразования, так как других специалистов по православию пока нет.
Но педагогов пока нет, как нет и стандартизированных учебников. Существуют только разрозненные разработки. Среди них наиболее известны «Основы православной культуры» А.В. Бородиной (рекомендован Координационным советом), «История православной культуры земли Смоленской» под редакцией митрополита Кирилла (Гундяева) (рекомендован департаментом Смоленской области по образованию и молодежной политике). Все они либо готовятся в церковных учреждениях, либо проходят рецензирование со стороны церковных специалистов.
Таким образом, предмет «Основы православной культуры» уже введен в обязательную программу и, судя по всему, этот процесс будет продолжен. Для детей нет разницы между федеральным, национально-региональным или местным компонентом программы — в любом случае неявка на урок по «православной культуре» будет считаться прогулом. Однако вопрос о том, нарушается ли в данном случае закон, однозначного ответа иметь не может. Формально — нет, так как, по аргументации его сторонников, этот предмет является сугубо светским и знакомит только с культурой православия, а именно с его историей, обычаями, традициями, искусством. Но возможно ли действительно приобщиться к духовно-нравственным ценностям православия без веры, без ее понимания и переживания? Вероятно, нет. В противном случае бездушный «православный предмет» посеет цинизм и отвращение к православию. И Церковь очень хорошо это понимает, но не понимают чиновники.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика