В XX веке государство разрушило систему религиозного образования
Преподавание теологии не должно носить принудительного характера
Российские мусульмане в своем большинстве поддержали на референдуме в 1993 году Конституцию России, которая и сегодня является главным стабилизирующим фактором в жизни нашего государства. Эта Конституция гарантирует светский характер как самого государства, так и предоставляемого им образования. Принципы социального служения религиозных организаций мусульман четко определены в Основах социальной программы мусульман России, принятой Советом муфтиев России. Следуя этим принципам, наши религиозные организации готовы взаимодействовать с государством и другими конфессиями и в области духовно-нравственного воспитания молодежи, и в подготовке специалистов, необходимых для работы в сфере государственно-церковных отношений со стороны ислама. Термины «отделение от государства», «светский» расшифровываются в федеральном законодательстве следующим образом. Государство и его служащие в рамках своей профессиональной деятельности не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии, то есть не склоняют ни учащегося, ни военнослужащего к принятию каких-либо религиозных убеждений или вступлению в какое-либо религиозное объединение. Очевидно, что представители религиозных организаций, теологи, священнослужители не могут быть нейтральной стороной, не могут быть светскими учителями и воспитателями по определению. А значит, и преподавание религиозных учений от имени какой-либо из религий не подпадает под понятие «светский», его суть как раз в формировании весьма определенного отношения к религии, то есть признания одной религии истинной, а всех остальных неистинными. Из этого следует, что основы какой-то одной религиозной культуры в школе и теология в вузах не могут быть обязательными дисциплинами, ибо для всех, кто не изъявлял желания стать приверженцами данной религии, это станет принуждением, насилием над совестью и унижением религиозных чувств. Мы положительно оцениваем саму идею преподавания основ конфессиональной культуры в школах и теологии в светских вузах. Однако любая идея и любое благое намерение могут быть искажены и доведены до своей противоположности непродуманным исполнением, не согласованным со всеми слоями общества. На наш взгляд, религиозно ориентированные дисциплины могут преподаваться в светских, в том числе государственных и муниципальных образовательных, учреждениях при соблюдении следующих условий. 1. Преподавание основ конфессиональной культуры и теологии не должно носить принудительного характера. Учащиеся должны иметь право конфессионального выбора. 2. В программе должны строго соблюдаться нормы Конституции РФ относительно равенства всех религий и религиозных объединений перед законом, отделения религиозных объединений от государства, недопустимости придания какой-либо религии характера государственной или обязательной, а также недопустимости оскорбления религиозных чувств и убеждений граждан. 3. Курс богословия не должен ни противопоставляться религиоведению как светской философской дисциплине, ни заменять его, ни подменяться им. 4. Все гуманитарные дисциплины должны быть объективными и не должны содержать положения, оскорбляющие религиозные и национальные чувства и убеждения граждан. В настоящее время одним из наиболее актуальных и сложных вопросов является вопрос лицензирования и аккредитации религиозных учебных заведений. Министерство образования РФ выдает исламским учебным заведениям лицензию лишь на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования и не выдает лицензию о высшем профессиональном образовании по государственным стандартам. Министром образования РФ Филипповым В.М. не был подписан приказ # 3241 от 28.09.2001 о выдаче лицензии по направлению «Теология» Российскому исламскому университету, что лишает этот вуз возможности получения соответствующей государственной аккредитации. Вместе с тем известно, что в христианских вузах, в частности в Свято-Тихоновском богословском институте, проводится подготовка специалистов как по религиозным, так и по светским дисциплинам в соответствии с государственной аккредитацией, полученной от Минобразования РФ. Исходя из вышеизложенного, по вопросу лицензирования и аккредитации религиозных учебных заведений выносятся следующие предложения: а) выработать новый механизм лицензирования и аккредитации учреждений высшего и среднего профессионального образования с учетом их образовательной деятельности как по светским, так и по религиозным направлениям, который дал бы возможность получать государственную лицензию и аккредитацию не только христианским, но и исламским и другим религиозным учебным заведениям; б) создать Методический совет при Минобразования РФ с целью выработки единых учебных программ для учреждений профессионального образования с учетом их религиозной направленности. Совет муфтиев России, Российский исламский университет выражают готовность участвовать в выработке единого государственного стандарта для учреждений религиозного образования РФ. И последнее. В ХХ веке государство разрушило систему религиозного образования. Сегодня традиционные религиозные организации России, в том числе и такая авторитетная, как Русская Православная Церковь, не располагают в полном объеме финансовыми возможностями, чтобы возродить за несколько лет то, что созидалось веками. Отсюда и возникает угроза попадания в неотлаженную систему религиозного образования идей экстремистского характера. Мы надеемся на материальную помощь государства и со своей стороны готовы согласовывать с Российской академией госслужбы и Министерством образования наши учебные планы в целях выработки единого внутрирелигиозного стандарта, исключающего возможность проникновения извне чуждых традиционному исламу идей.