Русская линия
НГ-Религии В. Платонов30.10.2002 

«Папа Римский» в Москве
Фильм Евгения Киселева об Иоанне Павле II — это виртуальный визит Римского Первосвященника в Россию

Среди прочего множества римских епископов, занимавших кафедру святого Петра на протяжении двух тысячелетий, только один отличается каким-то страстным желанием приехать в Россию. Этот Папа — славянин и поляк — Иоанн Павел II, до избрания на папский престол — кардинал Кароль Войтыла.
Папа давно стремится в Россию, кажется, именно для этого создали здесь четыре римско-католические епархии, а католический архиепископ Кондрусевич от имени своей паствы даже пригласил Иоанна Павла II посетить Москву. Из государств бывшего СССР, расположенных вдоль границ с Россией, Папа Римский побывал практически во всех, за исключением Белоруссии. Но Москва, наследница древней Византии, прозванная когда-то Третьим Римом, не стремится увидеть Епископа Древнего Рима в Успенском соборе Кремля. Русская Православная Церковь и ее Патриарх видят в Римском Папе всего лишь Патриарха Запада, одного из епископов, занимающего одну из древних церковных кафедр, но равного всем прочим…
16 октября на канале ТВС был показан фильм Евгения Киселева «Папа Римский», приуроченный к неюбилейной дате — 24-летию со дня восшествия на престол Иоанна Павла II (16.10.1978). Двухсерийный фильм шел два дня подряд, так что зрители телеканала смогли узнать о Римском Папе все: и как звали его подругу-еврейку, соседку по дому в Вадовицах, где родился Войтыла, и какой у него размер обуви, и даже то, что шейку бедра он сломал, упав в ванной, а сустав правой руки, — наступив на подол собственной мантии. Теперь же он тяжело страдает от неизлечимой болезни Альцгеймера. Раньше все это считалось в Ватикане большим секретом…
Однако приблизило ли все это Папу Римского к России? Вряд ли он стал нам более понятен как человек и церковный деятель, так как нам рассказали историю не Предстоятеля Вселенской Церкви, а историю жизни польского ксендза, ставшего Папой. В известном смысле этот фильм больше посвящен истории Польши и польскому патриотическому духу, которому привержен нынешний Папа. Автор фильма — Евгений Киселев — сам определил это в следующих словах: «Чтобы до конца понять фигуру этого человека — Иоанна Павла II, надо помнить, что его звали Кароль Войтыла, что он был поляком до мозга костей. Он был не только Предстоятелем Римско-Католической Церкви, но и польским политиком, польским философом, польским поэтом, польским патриотом, польским актером, который играл главные роли в пьесах, утверждавших польский национальный дух, польскую национальную идею». Или еще: «Что такое католицизм в жизни польского народа, в жизни Польши? Католическая Церковь и Польша — это две вещи неразрывные!»
Кстати, вы обратили внимание, что на протяжении всего фильма Евгений Киселев говорит о Папе Римском в прошедшем времени? У многих, кто смотрел этот фильм, но несведущ в текущей жизни Ватикана, могло бы возникнуть подозрение, что «Papa mortus est», т. е. «Папа умер!» В самом начале фильма автор, с трудом выбираясь из чердачного окна ватиканской колоннады на площади Святого Петра, показывает на здание Сикстинской капеллы, где проходят выборы очередного Папы, и говорит: «Уже сейчас телекомпании всех стран мира воюют за лучшие точки съемки, откуда дым повиднее и панорама драматичнее"… Такое впечатление, что Евгений Киселев уже поспешил подвести итоги понтификата Иоанна Павла II и попрощаться с ним, рассказав о его жизненном пути и заслугах… Но стоит ли так торопить события. Папа еще жив!
Вообще самого Евгения Киселева в фильме очень много, он практически все время в кадре. Он прогуливается по садам Ватикана, пьет кофе в итальянском кафе (попутно рассказывая нам, что это «капучино» и почему оно так называется). Из Италии он легко переносится в Польшу, где гуляет по историческим местам, связанным с жизнью Папы в Вадовицах и Кракове. «Сейчас в доме, где родился Папа Римский, — музей. Печка. Здесь, видимо, была кухня. Лыжи. Кеды 44-го размера"… Все это, так сказать, «папский шлях». По ходу фильма Киселев едет на бричке или ходит пешком, он то снимает пиджак, то надевает, и все это делается, а самое главное, говорится с очень большой значительностью.
Не обошлось в фильме и без ошибок. Впрочем, ошибки не удивительны в устах тележурналиста, который во время работы на НТВ всегда избегал тем, связанных с религией и Церковью. (Напомним, однако, что несмотря на протесты Русской Православной Церкви, канал НТВ показал на Пасху скандальный для верующих фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа».) Странно другое: то, что при большом числе консультантов, среди которых римско-католический архиепископ в Москве Тадеуш Кондрусевич, ответственный за связи Ватикана со СМИ архиепископ Джон Фоули, первый секретарь дипломатического представительства Ватикана Томаш Грыса и другие сотрудники папской Курии, ошибок, подчас нелепых, слишком много. Например, ясно, что юный семинарист Кароль Войтыла не мог «получить тонзуру» — кружок, выстриженный на голове священнослужителя или монаха как знак принадлежности к клиру, — из рук Краковского кардинала Сапеги, потому что получить ее (тонзуру) из чьих бы то ни было рук просто невозможно. К тому же Кароль Войтыла не монах и никогда им не был, а в 40-е гг. XX века этот обряд уже не практиковался.
Легковесных утверждений много. Чего стоит, например, заявление, что предшественник Войтылы Иоанн Павел I (3.09−28.09.1978) был избран случайно под нажимом кардиналов-итальянцев, что его избрали из-за его незаметности и слабого здоровья как временную, переходную фигуру… Видимо, тем самым автор намекает, что вот, дескать, и выбрали его случайно, и умер он вскоре, то есть с этим Папой «вышел конфуз», потому что надо было сразу выбирать кардинала Войтылу! Любопытная получается трактовка, особенно если учесть, что Венецианский Патриарх, кардинал Альбино Лючиани, и до своего избрания на папский престол был известен как церковный реформатор, как последовательный сторонник проведения в жизнь решений II Ватиканского Собора и, наконец, как преемник умершего Папы Павла VI (1963−1978). Кто такой краковский 58-летний кардинал Кароль Войтыла, тогда никто и не знал.
Говоря о трагической и преждевременной смерти Иоанна Павла I, Киселев лишь вскользь упомянул о существовании некоей легенды о том, что Папа умер не своей смертью… В то время как смерть этого Папы действительно до сих пор остается загадкой, и некоторые исследователи утверждают, что он был отравлен именно в связи с тем, что, желая осуществлять реформы в Римско-Католической Церкви, он хотел максимально приблизить Церковь к простым и бедным людям. Для этого ему надо было покончить с мафиозным кланом в Церкви, который держал в своих руках Ватиканский банк с его громадным капиталом и был тесно связан с масонской ложей П-2. Финансовые скандалы в Ватикане и следствие по делу членов этой конспиративной организации в 1978—1979 гг. так и не смогли пролить свет на обстоятельства таинственной смерти Папы Иоанна Павла I. Похоже, что автор фильма и его католические консультанты предложили нам облегченную трактовку истории Ватикана последних десятилетий.
Избрание Кароля Войтылы на папский престол выглядит в фильме весьма упрощенно, как якобы вполне логичный выбор кардиналов, которые в ходе нескольких туров голосований не могли найти подходящего кандидата — то авторитета и активности не хватало, то слишком был стар и немощен. Вот тогда якобы и обратились взоры всех на польского кардинала. Попутно нам рассказывают этакую рождественскую историю о дружбе молодого польского студента римского университета «Анджеликум» священника Войтылы с такими же студентами-священниками из разных стран мира, в частности из США и Западной Европы, которую они сохранили на всю жизнь. При этом со слов авторов фильма выходит, что почти все друзья Войтылы стали кардиналами и участвовали в выборах Папы! («Его друзья — американцы, французы, немцы, испанцы — впоследствии помогут ему стать Патриархом Запада».) Согласитесь, что такое нечасто встречается даже в романах, а не то что в жизни. Так вот, именно друзья польского кардинала решают, что именно он должен стать Папой, и помогают ему занять папский престол.
Похоже, что официальные биографы нынешнего Понтифика ввели Евгения Алексеевича в заблуждение или он сам легко этому заблуждению поддался, закрыв глаза на широко известные факты. На самом деле политические круги Запада, и в частности США, опираясь на кардиналов-американцев, решили выдвинуть на папский престол поляка, который должен был стать знаменем, символом сопротивления польской политической оппозиции и независимого профсоюза «Солидарность». Впоследствии весь мир увидел прямую связь Папы Римского и польской «Солидарности», усиление в ватиканской политике влияния Вашингтона и лично госсекретаря США Збигнева Бжезинского, и, наконец, тайные финансовые операции Ватикана по поддержке антикоммунистической оппозиции в Польше. Вот такие тайны ватиканского двора и никакой мистики.
Подводя «итоги» деятельности Папы Иоанна Павла II, Евгений Киселев определил его заслуги следующим образом: «Папа Римский наводит мосты между людьми и Богом. Если говорить конкретно о понтификате Иоанна Павла II, то этот человек, как никто другой, сделал очень много для наведения мостов между католиками и верующими других конфессий…» Позвольте заметить, что все перемены в отношениях католиков с христианами других конфессий и верующими различных религий произошли благодаря Папам Иоанну XXIII (1958−1963) и Павлу VI — творцам II Ватиканского Собора, на котором были заложены революционные преобразования в Римско-Католической Церкви — аджорноменто (обновление) и диалог религий. В частности, именно тогда Московский Патриархат и Ватикан достигли взаимопонимания и развили братские отношения. Но с приходом на папский престол нынешнего Папы взаимоотношения Церквей были сначала заморожены, а затем устами его ближайшего сподвижника, кардинала Ратцингера, Католическая Церковь заявила, что единственной истинной Церковью является только Церковь Римская и только там можно обрести спасение! И после этого нам говорят об экуменических заслугах Иоанна Павла II! В историю Католической Церкви этот Папа войдет как ярый консерватор, который остановил реформы II Ватиканского Собора.
Итак, остается только понять, почему телекомпания ТВС и ее руководитель Евгений Киселев решились на такую беспрецедентную акцию? Почему именно Папа Римский, а не Константинопольский Вселенский Патриарх или Далай-лама? Ответ будет прост. Потому что организовано это было самими католиками, что видно и по кадрам, и по титрам, а цель была одна: если Папу не хотят видеть в Москве, тогда он сам, виртуально, заглянет в каждый дом россиян с экрана телевизора. «Если Москва не идет к Папе, он идет к Москве!»

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru