Русская линия
Независимая газета А. Коростелев09.10.2002 

Какой национальности крещеный татарин?
После очередной переписи населения народов в России должно стать больше

При подготовке к Всероссийской переписи населения и специалисты-этнологи, и политики очень много спорили о том, как фиксировать в переписных документах национальную принадлежность гражданина. Одной из групп населения, в отношении которых велись весьма острые дискуссии, стали кряшены.
Прежде чем говорить о сути этой дискуссии, необходимо, наверное, кратко пояснить, как вообще в переписи фиксируется национальность. По инструкции переписчик обязан записывать национальность каждого опрашиваемого так, как тот сам ее называет. Это делалось или, строго говоря, должно было делаться во всех предыдущих переписях. При этом названная национальность могла не совпадать с той, которая записана в паспорте опрашиваемого. Во-первых, она могла быть вариантом общепринятого названия (например, якут мог назвать себя якутом или саха), а во-вторых, оказаться названием, которое относится к какой-либо части более крупного народа. Например, название «чеченцы-аккинцы» относится к части чеченцев. Поэтому на следующем этапе, когда необходимо суммировать данные, записанные в переписных листах, производится группировка ответов по самоопределению в более крупные этнические категории.
Такая группировка проводилась даже при обработке результатов Всесоюзной переписи населения 1926 г., когда организаторы старались с максимальной полнотой учесть национальный состав населения и в опубликованные итоговые таблицы включили почти две сотни названий народностей. В итогах переписи 1939 г. этот перечень был сокращен почти втрое, а в итогах первой послевоенной переписи 1959 г. снова увеличен и затем оставался приблизительно стабильным, включая около ста названий. При проведении переписи 1989 г. и особенно в итогах микропереписи (выборочной переписи) 1994 г. число народов вновь увеличилось. Так, в итоговые таблицы микропереписи 1994 г. вошли отдельной строкой алюторцы и кереки (учитывавшиеся ранее в составе коряков), бесермяне (ранее в составе удмуртов), чулымцы (ранее в составе хакасов) и др. — всего 28 названий, не включавшихся в итоговые таблицы по крайней мере с конца 1930-х гг. Для целей предстоящей очередной переписи предполагалось расширить перечень национальностей, включив в него еще несколько десятков названий, в частности кряшен.
Кряшены, называемые еще крещеными татарами, на протяжении семи последних десятилетий обычно рассматривались как этноконфессиональная группа татар. Они исторически проживают в Среднем Поволжье, в основном на территории Татарстана, а также Башкортостана и Удмуртии. Подавляющее большинство верующих кряшен в отличие от большинства татар исповедуют православие. Разговорный язык кряшен большинство языковедов рассматривают как говор татарского языка, однако некоторые считают его отдельным языком, основываясь главным образом на том, что в литературном татарском языке имеется много арабских и персидских заимствований, которые кряшены не употребляют.
Точная численность этой группы в дореволюционный период обычно учитывалась только церковной статистикой. Проявившаяся в первые послереволюционные годы тенденция рассматривать кряшен как отдельную национальность не отвечала сталинскому определению нации (среди признаков нации религия отсутствует) и в начале 1921 г. была осуждена как проявление так называемого псевдонационализма. В последний раз кряшен как отдельную народность зафиксировала (правда, с некоторыми оговорками) перепись 1926 г.
Стремление лидеров общественных организаций кряшен (Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана и др.) добиться признания кряшен отдельным от татар народом и, в частности, отдельной категорией статистического учета при подведении итогов переписи населения, поддержанная рядом общественных организаций и представителей науки, в определенной степени явилось результатом нерешенности целого комплекса культурных и социальных проблем этой группы населения. Попытка выделить кряшен как отдельную национальность в проекте перечня национальностей для разработки материалов переписи вызвала одобрение национально-культурных организаций кряшен и значительной части кряшенского населения, озабоченных ассимиляционными процессами.
При этом взгляды ученых на данную проблему оказались различными. Например, многие московские этнологи считают, что кряшены представляют собой отдельный народ, тогда как большинство казанских ученых, в том числе те, кто специально долгое время изучал культуру, быт и язык кряшен, настаивают на том, что это часть татар. Что касается вопроса о том, кем считают себя сами кряшены, то в данном случае налицо ситуация, когда многие кряшены считают себя отдельным от татар народом, тогда как другие полагают, что кряшены — это особая группа в составе татарского народа.
Совершенно ясно, что перепись не должна ущемить права ни тех, ни других. И если тому, кто считает себя татарином, нельзя отказать в праве записаться таковым, то точно так же нельзя включать в число татар тех, кто не считает себя принадлежащим к этому народу. Однако здесь необходимо отметить несовершенство переписной процедуры, которая в своем нынешнем виде, к сожалению, не может дать возможности людям, которые имеют «двойное самосознание» (а такое, как показывают исследования, встречается не так уж редко), указывать в переписном листе оба названия.
В этот раз Госкомстат РФ принял решение не группировать ответы «по самоопределению» национальности, а получить объективную численность по каждому самоопределению. При этом подходе даже такие ответы, как «кряшен» и «крещеный татарин», рассматриваются как различные. Вопрос о группировке будет решаться уже на этапе публикации итогов переписи.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru