Русская линия
День (Киев) Б. Костюк11.10.2002 

Осенний шепот монаха

Осень дарит нам не только урожаи, густые краски природы, но, к сожалению, несет обострение застарелых болезней человека и самого общества. Для меня всегда остается загадкой — почему именно это время года побуждает каждого к более глубоким размышлениям, желанию заглянуть в потаенную сущность бытия, увидеть большие и малые проблемы. Согласитесь, есть что-то непостижимое и загадочное в этой воспетой поэтами золотистой поре.
С такими мыслями дождливым сентябрьским днем я захожу в гастроном. Внимание привлекает группка школьников, которые, словно в музее, толпятся возле сияющей зеркальной витрины. Самый маленький из них что-то громко и выразительно читает. Подхожу ближе, слышу: «Пер-во-свя-титель- ское». «Круто, — возбужденно комментируют его товарищи, — наверное, классное!» Мальчонка делает паузу, неторопливо поправляет тяжелый ранец и, набрав полную грудь воздуха, продолжает: «Ше-пот мо-наха…» Становится интересно и мне. Я пробегаю глазами вдоль витрины и насчитываю еще пять сортов вина, потреблять которые, судя по наименованиям, подобает исключительно духовным лицам.
Действительно — круто. Сразу приходит понимание, что лукавого производителя продукта священнослужители и те миряне, которые помнят времена «Золотой осени» и «Белого крепкого», не интересуют нисколечко. Очевидно, что он смотрит шире и прагматичнее и расчитывает исключительно на интерес молодого покупателя.
Еще раз осматриваю эти разукрашенные под средневековье «шедевры». Возле меня вырастает приветливая продавщица с очередным вопросом: «Что будем брать?»
«А берут?» — спрашиваю я в ответ.
«Еще как», — весело отвечает она. Из дальнейшего разговора узнаю, что основной покупатель вин с названиями религиозной тематики — человек довольно юного возраста. Специальный опрос работники гастронома, конечно, не проводят, но хорошо знают предпочтения покупателя, назначение каждой бутылки и не скрывают «секреты».
Например, подмечено, что на дискотеку охотно берут «Вино паломника» или «Обитель монаха», а вот школьное сочинение на тему «Как я провел лето» очень хорошо — «не хило» пишется под «Шепот монаха». Можно не сомневаться, что учительница отметит легкость пера автора, последовательность и предельную откровенность изложенного.
Под рюмку-другую этого напитка даже тугодум сможет написать утонченное послание своей юной подруге. Уверяют, что утраченную уверенность в себе, а с ней и всепрощение, легко найти путем приема «Первосвятительского». А еще говорят…
Наверное, кто-то поспешит возразить, что все эти приметы — только плод фантазии, так сказать, «приколы» поколения переходного возраста. Ну, выпивают. А разве не пили раньше? Сегодня появился выбор, живая конкуренция. Только и всего. Страна у нас в нежном возрасте, растет себе и, судя по заверениям, развивается. А сколько действительно серьезных проблем в области экономики, духовности нужно решать немедленно.
Действительно, нельзя утверждать, что тема алкоголя и молодежи в нашем государстве не поднимается вообще. Однако поднимается она политиками как-то неискренне, «показушно», все больше под выборы. Появление напитков с названиями «из жизни духовенства» — свидетельство нового наступления винопроизводителей на духовные основы общества. Как ни смотри, а подобный товар формирует у граждан весьма порочное понятие о связи алкоголя и святой церкви, и, в чем я уверен, компрометирует, в первую очередь, православное духовенство.
Церковь всегда занимала особое место в жизни общества, она вела и ведет людей к спасению, ведет их к цивилизации, вселяет надежду. И, согласитесь, на этом тернистом пути она всегда проявляла отцовскую заботу о духовном здоровье народа, удерживала и удерживает мирян от излишнего потребления спиртного, а без его рекламы обойдется и подавно.
Отмечу, кстати, что сами священнослужители также видят эту отнюдь не мирскую проблему. В частности, на вопросы местных газетчиков митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий по этому поводу сказал прямо: «Называть спиртные напитки церковными названиями считаю большим кощунством». Он при этом заметил, что в России принят закон, запрещающий подобное. Там вина, украшенные религиозными мотивами, снимаются с реализации, а на их производителей налагается немалый штраф. Высокое духовное лицо также выразило надежду, что и наши правители учтут опыт россиян и пойдут по этому пути.
Я уважаю митрополита, ценю его живой ум и деликатность, но позволю себе выразить определенные сомнения по поводу надежд на мудрость и патриотизм наших правителей, их желание учитывать чей-либо позитивный опыт. Более того, допускаю, что все эти вина эмигрировали к нам из соседней страны, где общественность и, в первую очередь, религиозные организации не просто отслеживают ситуацию, а создают соответствующие условия для борьбы с этим «беспределом». Как видим, они сумели дать должную оценку тем, кто в корыстных целях эксплуатирует интерес людей к религии.
К слову сказать, все это происходит в государстве, которое, в отличие от нас, несмотря на трудности, не только декларирует желание строить гражданское общество, но работает над решением этой ключевой проблемы: там люди в большей степени верят в собственные силы, учатся уважать свои и чужие права и немедленно отстаивать их цивилизованным образом.
Обидно, но и тут мы отстаем.
Винница

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru