Впервые за последние сто лет в Третьяковской галерее открылась выставка иконописи из частного собрания коллекционера Виктора Бондаренко. Представлены доски XV—XX вв.еков. Не так еще давно (годах в 70-х — 80-х) частные коллекционеры ездили в провинциальную глушь в поисках работ средневековых иконописцев. Нынешние коллекционеры — люди богатые — предпочитают покупать предметы старины у проверенных дилеров-антикваров. Издатель Виктор Бондаренко — из таких. Собирать иконы он начал относительно недавно — четыре года назад. Привлек профессионалов — искусствоведов и историков. И в итоге приобрел уникальные образцы древнерусской живописи. Коллекции Виктора Александровича посвящена не одна научная публикация в солидных искусствоведческих изданиях. Крупный историк, директор Музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов ставит ее в один ряд с прославленным собранием икон П.Д. Корина, входящим ныне в фонд Третьяковской галереи. На выставке под названием «И по плодам узнается древо» представлено 72 образа. Среди них очень необычная новгородская икона «Чудо Георгия о змие» конца XV века: цвет коня, на котором восседает Георгий Победоносец, — черный, вместо канонического белого (на снимке). К уникальным образцам столичной иконописи третьей четверти XVI века относятся две небольшие иконки «Патриарх Гад» и «Патриарх Дан». Они принадлежат к одному из самых ранних праотеческих циклов, созданных в период сложения структуры иконостаса. Особую ценность представляют подписные работы известнейших мастеров Оружейной палаты конца XVII — начала XVIII столетий. Среди них «Троица» Гурия Никитина (1690 г.) и «Троица» кисти Кирилла Уланова (1721 г.), а также «Рождество Богоматери» Василия Уланова (1715 г.). Сам же Виктор Бондаренко как человек бизнеса рассуждает не столько о художественной или научной ценности собранных икон, сколько об их денежном эквиваленте: «Считаю, что русская икона недооценена. За работу живописца испанского двора дают миллион долларов, а за работу русского иконописца той же поры только 60−100 тысяч. На последнем московском антикварном салоне за икону кисти Симона Ушакова просили 250 тысяч „зеленых“, а продали за 100 тысяч. Стоимость моей коллекции на сегодняшний день составляет несколько миллионов долларов. Мой друг из Франции предлагает выставить мое собрание в Париже и Нью-Йорке. Но я чувствую, что выставка в Третьяковке будет последней демонстрацией ее широкой публике. Как-то неуютно чувствую себя дома без этих икон на стенах». Так что желающим посмотреть на шедевры древнерусских иконописцев стоит поторопиться. Выставка в Третьяковке продлится до 13 апреля.