Русская линия
Правая.Ru Кирилл Фролов12.12.2006 

Протестанты и Православие

Как известно, в Королевстве Бельгия Монарх определил традиционные конфессии, в число которых входит и Православие. Эти конфессии имеют право преподавать в школе, в сетке уроков, свои религиозные предметы. Достаточно одного желающего в классе, и православный священник будет в школе! И государство это оплатит

Прежде всего, надо сказать, что вопрос о религиозных меньшинствах, в Росcии не стоит остро. Так, например, лидер российских протестантов г-н Ряховский является членом Общественной палаты — влиятельного органа гражданского общества в России. В сентябре 2006 года в Нижнем Новгороде прошла представительная конференция с участием представителей Российской администрации, лидеров комиссий Евросоюза и Совета Европы, гражданских европейских организаций, лидеров традиционных конфессий. Все они могли удостовериться в российской ситуации своими глазами. Несмотря на эти факты, свидетельствующие о том, что в России нет серьезных конфликтов и проблем в этой сфере, продолжаются тенденциозные интерпретации ситуации в нашей стране, как, например, в ежегодных докладах Государственного Департамента США. Эти доклады более чем тенденциозны. В них полностью искажается ситуация в России, тогда как касательно положения дел на Украине утверждается, что там вообще нет проблем со свободой совести.

Однако Синод легитимной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата считает несколько иначе. В его ноябрьском постановлении указывается, что националистические силы, в том числе поддерживаемые президентской властью, продолжают грубое вмешательство в церковные дело, травлю Церкви в СМИ. Церковь лишена прав юридического лица, ей не возвращены захваченные храмы, националисты пытаются захватывать новые. Речь идет об огромных храмах в городах Ровно, Луцке, Тернополе, Ивано-Франковске, захваченных боевиками — националистами, нередко с применением холодного оружия. Церковь выиграла суды, которые потребовали вернуть ей соборы в Луцке и Ровно, но местные власти попросту игнорируют эти решения. Церковь заставляют объединяться с религиозными группами националистического толка, не имеющими к ней отношения. Так считает Синод крупнейшей конфессии на Украине, объединяющей миллионы верующих. Уже сейчас, в эти месяцы в селе Голубинке в Крыму православным не дают построить храм на его историческом месте.

Не меняются и проблемы православного большинства в России. Как не было православных программ в удобное время на телевидении, так и нет. Не прекращаются попытки уничтожить школьный предмет «Основы православной культуры» только усилились. Его уже запретили вносить в общегосударственный образовательный стандарт и он преподается в рамках «регионального компонента» — части школьной программы, которая утверждается региональными властями. Поэтому, Министерство образования вносит в Государственную думу законопроект, ликвидирующий «региональный компонент» и вместе с ним и «Основы православной культуры». Мы ведем активный диалог с основными политическими партиями, чтобы не пропустить этот закон в российском парламенте. В Москве проходят митинги в поддержку «Основ православной культуры» и если их не показывают в «Евроньюс», то это не значит, что их нет.

Абсурдно, но факт — в Бельгии в школах свободно преподается вероучительный предмет «Православие», а России душат скромный культурологический предмет «Основы православной культуры». Как известно, в Королевстве Бельгия монарх определил традиционные конфессии, в число которых входит и Православие. Эти конфессии имеют право преподавать в школе, в сетке уроков свои религиозные предметы. Достаточно одного желающего в классе, и православный священник будет в школе! И государство это оплатит. На этом фоне борьба Министерства образования России со скромным культурологическим предметом «Основы православной культуры» — это фундаментальный вызов правам человека и подрыв всей российской ценностной политики и самой идеи такой политики.

Следует отметить и другие случаи. В Тюмени коммунисты — депутаты муниципального собрания, попросту оскорбляли наместника Свято-Троицкого монастыря архимандрита Тихона за то, что он предложил переименовать улицы, названные в честь коммунистических террористов, взрывавших церкви и уничтожавших русский и другие народы России, кровью устанавливавших коммунизм и атеизм. Следствием этого атеизма являются такие чудовищные случаи, как в Тверской области, где в своем доме сгорел священник Андрей Николаев с женой и тремя детьми. Этому священнику угрожали спившиеся жители, и этот алкоголизм-это следствие атеизма.

Даже в Москве Церкви не возвращены еще 30 храмов, в некоторых до сих пор размещаются коммерческие предприятия — например, в Спасском соборе Скорбященского монастыря в центре Москвы.

В свою очередь, внутри протестантского сообщества тенденции таковы, что оно все более внутренне разделяется на консерваторов и либералов, которых, по большому счету уже и нельзя назвать христианами. Либералы считают нормой аборт, гомосексуализм и прочие откровенно антихристианские вещи. В свою очередь, среди консерваторов все более обычным становится переход в Православие. Так, только в южных штатах США за последние 5 лет возникло более 60 православных общин из бывших протестантов. Пока одни полностью отрекаются от остатков христианства, другие с ужасом смотрят на их действия и задумываются, где корни подобного отступления. Многие догадываются, что в самом протестантизме — ревизия Предания Церкви в итоге приводит к «ревизии Христа». Такова логика релятивизма. И именно к таким думающим людям должна быть обращена проповедь Православия. Даже сейчас, при отсутствии (надеемся пока) такой целенаправленной проповеди, появляются первые результаты. Приходы Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в Европе развиваются динамично, и это естественный рост. В каждом из них — не только русские, но и европейские интеллектуалы, профессора, философы, филологи. Что же будет, когда Русская Православная Церковь начнет издавать свои труды, сокровища своей богословской мысли на европейских языках, подарит их западному постхристианскому обществу? Перспективы русского Православия на Западе серьезны и фундаментальны.

В то же время изоляционизм, отказ от миссии в мире, «суррогатный консерватизм» логично находит общий язык с радикальным либерализмом. Ибо и та и другая идеология едины в стремлении ограничить Церковь территорией храма, заставить ее уйти из общества, отказаться от стремления «быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых». Все эти дезертирские призывы лицемерно прикрываются словами о «высокой духовности», о боязни профанации и заботой о чистоте Православия. При всей разности обоснований, и «ревнители"-антимиссионеры, которые честно дописались до того, что увидели крамолу в естественном стремлении привлечь в Церковь как можно больше молодежи, и протестантствующие либералы, и воинствующие безбожники едины в своем стремлении прекратить диалог Церкви и общества, оградить от православного влияния молодежь, политическое, экспертное и журналистское сообщество.

Сейчас в России перед Церковью открыты огромные возможности. В окружающем нас мире все не так плохо — власть не враждебна нам, никто не давит на Церковь, она свободна в своих действиях внутри себя и вовне. Власть, скорее, амбивалентна, она реагирует на действия тех, кто активнее и убедительнее. Пока православные были «вне политики», небольшая, но сплоченная группа противников Церкви проникала в государственный аппарат, СМИ, разрабатывала и реализовывала свою идеологию. Эта идеология оказалась действенной в том числе и потому, что в православном сообществе бытовала атмосфера расслабленности и самоуспокоенности, инфантильные утверждения, что «само рассосется», «все понимают роль Церкви», «не надо опускаться до полемики», «делать полемикой им рекламу», «заниматься информационными и политическими технологиями, а тем более писать хлесткие статьи — неправославно» и т. д. В итоге, получили удары по проекту «Основ православной культуры», информационную войну против восстановления единства Патриаршей и Зарубежной частей Русской Церкви, и против других жизненно важных проектов. А ведь казалось — объединение с «зарубежниками», православная культура в школе — это однозначно позитивные для общества проекты, у кого поднимется рука на них? Но поднялась и не дрогнула, и многим заморочили голову, в том числе и потому, что православные оказались застигнутыми врасплох.

В отсутствие гонений православный христианин обязан служить Церкви и России на все сто процентов, в том числе в сфере политики, аналитики, информационных технологий. Такое служение невозможно без хлесткой и актуальной журналистики, без диалога с теми, кто еще не пришел к Церкви, но за кем идут люди, ибо наша задача «не наших» делать нашими. Нам нужно наше кино, телевидение, сетевые и бумажные СМИ, рок-группы и даже футбольные команды. Да, да! Элладская Автокефальная Церковь имеет успешный опыт проповеди среди футболистов и их поклонников. Как писал знаменитый русский (малороссийский) футболист Олег Блохин, в Греции духовники даже расставляют игроков на матч. В итоге, когда сборная Греции победила на чемпионате Европы, миллионы греков — и в самой Элладе, и в диаспоре — вышли на улицу и пели «Христос Воскресе», свидетельствуя о своей вере! Дело Церкви — привести ко спасению всех людей, а не только образованный класс. Для того, чтобы остановить эпидемию абортов и вымирание нашего народа (а это сможет сделать только Церковь, ибо религиозная мотивация многодетности является основной), придется использовать популярные красочные агитационные материалы, «страшилки». Ну и что, что это не понравится снобам.

Проблема «элитарного» и «профанного» существует. Господь создал нас разными — гуманитариями и «техниками», высокими и низкорослыми, брюнетами и блондинами. Кто-то больше понимает в истории, кто-то в финансах, кто-то в разведке. Кто-то прекрасный ритор, но не может завести машину. Кто-то гениальный программист, но косноязычен. Мы равны перед Богом, но не друг перед другом. У всех разные служения и разные таланты. Просто в Церкви, в Свете Христовом проблема элитарности решается самым радикальным способом: кому больше дано, с того больше и спросится. Поэтому то, что достаточно «простецу», с которого достаточно доверять Церкви, спасаться Ее Таинствами, быть добрым порядочным человеком, православным патриотом-гражданином, недостаточно тому, кто может больше. Если человек действительно умен, то с него спросится, за то, что он мало и плохо ищет Истину, не желает служить ей, является, по слову св. Иллариона, «профессиональным богоискателем». С такого человека спросится, если он не знает, чем ортодоксия отличается от ереси, если он равнодушен к Церкви и не знает, кто такие новомученики и почему их прославили, если он не знает, что происходит в наших отношениях с Зарубежной Церковью, кто такие Владимир Лосский, Антоний (Храповицкий), Патриарх Тихон и Иустин Попович, что они писали и т. д. С образованного человека спросится, если он не преподает в школе или вузе, не пишет апологетические статьи, не отстаивает Истину, не опровергает ее врагов, не делится Православием, не дарит его людям, зарывает талант. Православная элита — не каста. Необходимы «социальные лифты», позволяющие находить молодых и талантливых людей, чтобы дать им шанс в Церкви и обществе.

Экономика, как ни парадоксально — жизненно важная тема для Церкви и ее членов. Богатство — это тоже дар Божий. Мы хотим, чтобы не было бедных, а не богатых. Мы не коммунисты и не эгалитаристы. Св. Иоанн Кронштадский написал свою апологию частной собственности. Важно различать стремление к справедливости и черную зависть. Лицемерно «сострадать» бывает проще, чем сорадоваться успехам и победам. Богатство — это тоже служение. С богатого спросится не только о том, кормил ли он бедных. С него спросится — поддерживал ли он православное просвещение, миссию Церкви. Сейчас «православное предпринимательство» сводится к золочению куполов. Это нужное дело, но не единственное. Церкви нужны эффективные СМИ, не столько собственно церковные, сколько как раз светские, но миссионерские, объясняющие жизнь общества с православных позиций, нужно поощрение новых апологетов и миссионеров. Необходимо строительство храмов в новых микрорайонах, православные книжные ярмарки, лекции, презентации на светских площадках, публичные диспуты и т. д.

Речь идет и о глобальной геоэкономике. Когда мы говорим о том, что «как в четвертом веке христианство распространилось с помощью дорог Римской империи, так в 21 веке Православие должно распространиться по нитям Газпрома», мы имеем в виду тот очевидный факт, что любое государство, думающее о будущем, проводит не только экономическую, но и ценностную экспансию. Там где проходят российские трубопроводы, там должны появиться православные храмы, богословские миссионерские школы, переведенные на языки народов мира православные книги.

Церковь имеет и свои рецепты улучшения социально-экономической ситуации и в России. Я говорю о таких проблемах, как примирение труда и капитала на путях православной этики в рыночной экономике, создание гармонии между национальным и вселенским, суверенным и общечеловеческим. Именно Церковь реально может дать рецепт национальной модернизации, которая станет эффективной только на основе традиции.

Очевидно, что все это должно быть востребовано именно сейчас. Востребовано той частью экономической и политической элиты, которая понимает, что отсутствие православной этики в экономике, «волчьи законы» уничтожат и эту элиту. Если эти здоровые силы не только осознают это, но и начнут создавать кусты такой здоровой экономики, помогут в просвещении общества идеями и опытом тех православных святителей, которые думали и реализовывали идеи воцерковления экономической жизни, тогда будет шанс создать в России сильную процветающую экономическую систему, которая немыслима без религиозных основ.

Святой Патриарх Тихон как-то пророчески сказал будущему протоиерею Сергию Булгакову: «Вы Церкви нужны не в рясе, а в сюртуке». Зря Булгаков не послушал Патриарха. Это актуально и сейчас — Россия нужна национальная православная политическая элита. Только она способна вернуть России статус субъекта истории, реализовать собственный геополитический проект. Здесь и сейчас надо работать с тем политическим классом, который есть. Но, тем временем, воспитывать свою. Как? Например, можно создать при монастырях, находящихся в центре Москвы (Сретенском, Зачатьевском, Рождественском) элитные пансионы. Вокруг этих монастырей находятся «элитные» кварталы, обитатели которых будут с удовольствием оплачивать для своих детей такие пансионы, ибо считают Церковь надежным для воспитания местом. За счет элитных обитателей можно бесплатно обучать детей из небогатых семей, да и монастыри восстановить.

Вспомним эволюцию политической элиты от «демократии» 1990-х годов к «суверенной демократии» 2000-х, проект «либерально-консервативного синтеза», характеризуемый как «синтез либеральных идей с национальными традициями и прагматическим взглядом».

Такая постановка вопроса закономерна. Подавляющая часть элиты, мыслящих людей, хочет совместить ценности России и свободы. К счастью, либералы оттеснены от власти, так как они не приемлют идеи абсолютного суверенитета России и воссоединения разделенной страны и русского народа — самого большого разделенного народа в мире.

В связи с вышесказанным невозможно не обратить внимания на то, что у антицерковных сил секулярного тоталитаризма появился новый союзник — «суррогатный консерватизм» в Церкви. Речь идет о кругах, которые считают преображающее миссионерское действие Церкви в мире невозможным, предлагают Церкви уйти в добровольное гетто. Это и заявления о том, что политическая и правозащитная деятельность, владение политическим и информационными технологиями, яркая и хлесткая журналистика являются неправославным делом, что Церковь должна действовать только молитвой и «духовными методами». Так же можно сказать: давайте не будем пользоваться светской медициной, потому что апостолы и святые возложением рук исцеляли. А если в итоге у вас откажут голова, ноги и руки, то эти люди скажут, что на «все Божья воля».

Один «широко известный в узких кругах» антицерковный идеолог на одном «широко известном в узких кругах» антицерковном ресурсе прямо назвал Русскую Православную Церковь «основным противником, против которого ведутся боевые действия». И важнейшим таким действием он назвал «дезорганизацию тыла противника». И, к сожалению, им часто удается дезорганизовать тылы.

За год до «оранжевой революции» автору этих строк пришлось много общаться с православным «активом» Киева. Много говорилось о том, что не стоит обольщаться численным преимуществом канонической Церкви. Униаты куют элиту — медийную, политическую, культурную. Эта элита уже тогда захватила Киев, и взятие политической власти было только завершающим этапом. На вопрос, почему мы сами не формируем свою элиту, как правило, отвечали, что это не нужно. Дескать «Господь управит» (суесловие — тяжкий грех), «само рассосется», «мы вне политики», «мы духовные, нам не нужны журналисты» и «прочие умники». Как известно результатом этой позиции стал, вскоре майдан и «оранжевый» шабаш на улицах «Матери городов русских».

Статья написана на основе доклада прочтенным Кириллом Фроловым на заседании группы по правам человека Конференции Европейских Церквей прошедшем 8−9 декабря 2006 года в Брюсселе.

http://www.pravaya.ru/look/10 113


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика