Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург11.12.2006 

11 декабря — память преподобномученика и исповедника Стефана Нового

Преподобномученик Стефан родился в Константинополе в 715 г. и был иноком Авксентиева монастыря вблизи Никодимии. За то, что он не подписал определение иконоборческого собора, состоявшегося при императоре Константине Копрониме в 754 г., исповедник был сослан в заточение, где продолжал обличать иконоборческую ересь. Позже он был вызван в Константинополь, заключен в темницу и в 767 г. принял мученическую смерть.

В день памяти преподобномученика и исповедника Стефана Нового, не пожалевшего жизни за истину иконопочитания, подумаем о пользе почитания икон.

Святая Православная Церковь руководит нами ко спасению различными способами. Кроме прямого назидания в истинах веры и добродетели, черпаемого из слова Божия, она в чине богослужений, в устройстве храмов и их принадлежностей, в обрядовых священнодействиях возводит нас, сообразно немощи и ограниченности человеческого естества, от видимого, земного к невидимому, небесному. И в этом отношении для нашего назидания и утверждения в вере, молитве и добродетели святые иконы служат спасительными средствами.

Происхождение икон восходит к самым первым временам христианства. И вместе с тем, иконопочитание издревле служило предметом для пререканий и даже глумления людей суемудрствовавших и не желавших с послушанием и доверием предаться благотворному руководству Церкви в деле спасения. Православный христианин, желающий пребывать в единении с Церковью, должен строго держаться догмата о почитании икон, утвержденного на VII Вселенском Соборе, и не слушать губительных учений еретиков, отвергающих святые иконы.

Теперь посмотрим, почему же нам следует поступать именно так. Еще в древней христианской церкви были еретики, которые отвергали иконы потому, что Божество неописуемо и неизобразимо. Потом появились иконоборцы, признававшие почитание икон идолослужением. Но нам нужно помнить, что Церковь допускает не вымышленные или воображаемые образы Божества, но только основанные на действительных Его явлениях. Икона — не изображение сущности Бога, которое действительно непостижимо и неизобразимо, а изображение явлений и видов, в каких благоволил Бог открыть Себя людям. Если же Сам Бог принимал чувственный образ как средство Своего откровения людям, то не может быть противно воле Божией, если мы запечатлеваем этот образ для созерцания и непрестанного помятования о невидимом и вездесущем Боге.

Точно также мы изображаем на иконах Божию Матерь, святых ангелов, святых угодников Божиих и разные события церковной истории, чтобы все представить себе ясно и живо. В этом случае иконы имеют для нас то же значение, что и книги, только не буквами, а в лицах указывающие нашей вере и деятельности предметы для благоговейного созерцания, молитвы и подражания. Понятно, что достоинство книги проявляется не в ее бумаге или формате, а в содержании. Так же не дерево, краски или украшения мы чтим в иконе, а чтим Истинного Бога и святых Его, изображенных на ней. К ним мы возносимся умом и молитвой входим в таинственное общение с Ними.

Мы чтим иконы также не только как средства к возбуждению нашей веры и любви, но и как священные предметы, через которые на нас низводится благодатная сила Божия.

http://orthodox.etel.ru/2002/45/k11stef.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика