Русская линия
Деловая хроника И. Пылаев19.11.2002 

Церковно-приходский оффшор

За счет новых льгот богоугодные заведения сэкономят более 100 тысяч долларов в год
Еще не забыта история с получением Русской православной церковью беспрецедентных таможенных послаблений, в одночасье превративших ее в самого крупного импортера табачных изделий, как федеральные чиновники взрыхлили новую почву для злоупотреблений. Теперь речь идет о предоставлении льгот по оплате за тепло и электроэнергию религиозным организациям всех конфессий.
Эта идея родилась в недрах Межрелигиозного совета России еще минувшей весной. А на днях ее одобрила Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). В итоге чиновникам на местах, представляющим региональные энергетические комиссии, рекомендовано взимать с культовых заведений плату за свет и тепло по тарифам, установленным для населения, а не для предприятий, как прежде. Особо подчеркивается, что на льготу могут рассчитывать только те религиозные организации, которые имеют официальную регистрацию в Минюсте и существуют на пожертвования прихожан.
Впрочем, особых проблем, по утверждениям чиновников из ФЭК, возникнуть не должно и в том случае, если у монастыря имеется, к примеру, своя пекарня или свечной заводик. Предполагается, что отопление и освещение храма или монастыря может быть оплачено по льготному тарифу, а все прочее — по обычным ставкам, установленным для коммерческих предприятий. Но если с официальной регистрацией все понятно, то последнее суждение вызывает много вопросов. И вот почему. По словам руководителя пресс-службы ФЭК Николая Зайцева, в каждом отдельном регионе местная энергетическая комиссия будет самостоятельно определять, кому давать льготы. Захочет — откажет всем культовым заведениям, а надумает остановиться на избранных — ради бога. Решение об оплате по льготному тарифу принимается на основании тех данных, которые подготовили и предоставили в региональную энергетическую комиссию сами религиозные организации. Как проверить, насколько эти сведения соответствуют действительности? Попросить, как в Америке, поклясться на Библии? По мнению Николая Зайцева, для проверки поданных в комиссию сведений могут быть задействованы другие чиновники — из энергонадзора. Таким образом, все отдается на откуп местным чиновникам.
Нет никаких гарантий, что завтра в регионе не появятся десятки новых организаций, зарегистрированных в Минюсте как религиозные. Договорившись с властями, пробьют положенные им льготы и спокойно займутся мелким бизнесом. К обоюдному удовольствию заинтересованных сторон. Такое уже было, когда бюджетным организациям, в отличие от коммерческих, дали возможность платить за электроэнергию по более низкому тарифу. В один миг при школах, спортивных обществах «втихую» открылись цеха по производству мебели и т. п. Если тайное вдруг становилось явным, то руководство школы спокойно ссылалось на особенности учебного процесса — мол, детишки постигают азы мебельного дела. Что-то подобное возможно и с религиозными организациями. По каким тарифам, например, будет учитываться электроэнергия, потребляемая подсобным хозяйством монастыря? Монастырь ничего на сторону не продает, все потребляет сам, а если и продает — то как это проверить?
При некоторых богоугодных заведениях, являющихся историческими памятниками, существуют специальные гостиницы для туристов, цеха по производству сувенирной продукции. Служители культа ведь тоже не лыком шиты. Кто им мешает оприходовать выручку, полученную от туристов за проживание, питание и сувениры, как пожертвование? Никто. Вот и выходит, что клирики могут с чистой совестью требовать от региональной энергетической комиссии льготные тарифы, поскольку никакой коммерческой деятельности нет и в помине. Кроме того, в последнее время появились религиозные организации, проводящие проповеди как концерты с использованием электромузыкальных инструментов. Причем у этих организаций есть соответствующее свидетельство из Минюста об официальной регистрации. По каким тарифам рассчитывать подобные мессы? Ответ один: на местах разберутся. Не исключено, что в ряде регионов раздача льгот может обернуться межконфессиональной рознью. Как известно, у губернаторов есть свои религиозные предпочтения: одним не нравятся последователи Будды, другим скопцы или пятидесятники. Льготные тарифы в руках региональных властей вполне могут стать кнутом и пряником для священнослужителей.
Впрочем, сами клирики все эти нюансы пока обходят молчанием, предпочитая говорить о возможной экономии за счет введения льготных тарифов. Например, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриарха митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл уже подсчитал, что православные храмы могут сэкономить на оплате за тепло и свет от 25 до 50%. По его словам, среднестатистический православный храм каждый месяц тратит на эти цели одну тысячу долларов. Митрополит Кирилл знает, о чем говорит. В свое время именно Отдел внешних церковных связей курировал импорт табачных изделий в Россию. По сведениям Всероссийской чрезвычайной комиссии, потери государства от таможенных льгот в течение 1994−1996 гг. составили более 30 трлн неденоминированных рублей.
Благодаря новым преференциям все религиозные организации, по оценке исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России Романа Силантьева, смогут «зарабатывать» на льготах до 100 тыс. долл. в год. Между прочим, в разговоре с корреспондентом «ДХ» Николай Зайцев подчеркнул, что московские храмы вряд ли получат льготы — они и без того хорошо живут. В первую очередь, по его мнению, нужно помогать провинциальным культовым заведениям, которые действительно считают каждую копейку. Но, как говорится, человек предполагает, Бог располагает, а последнее слово все равно остается за местными чиновниками. Как они решат, так оно и будет.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru