— Николая Антипова знаете? — Того, что церковь строит? Как же, знаю. Да вон он, на стройке, — старик кивнул в сторону холма. Я отправилась на поиски Николая, а местный житель тихо проворчал мне вслед: — Принесла вас нелегкая. Кое-как, скользя по грязи, я вскарабкалась на возвышенность, где белела церковь. Этот храм Николай Антипов, простой работяга, строит в поселке Ерыкла Клявлинского района по собственной инициативе на заработанные своим трудом деньги. Молва о нем разлетелась по губернии со скоростью света. Оно и понятно: тратить всю зарплату на богоугодные дела способен далеко не каждый. Чтобы поговорить с этим человеком, я проехала больше 200 километров. Николая я застала за работой. Пришлось оторвать его от дела. Мы сели поближе к костру и начали разговор. — Я грешником был, жил как придется. А потом, даже не знаю, как это получилось, пошел в церковь и покаялся. Тогда-то мне и пришла в голову мысль построить в родной деревне храм. На Севере у Николая есть духовный отец. Почему на Севере? Туда Антипов ездит на заработки. Работает в Когалыме водителем-машинистом. Так вот, духовному отцу идея о постройке храма понравилась. Однако он посоветовал Николаю, прежде чем приняться за строительство, заручиться поддержкой одного старца, который живет в Удмуртии. Не откладывая дело на потом, Антипов вместе со своим духовным отцом отправился за благословением к старцу. Надо сказать, что антиповский проект церкви ему пришелся по душе. Вернувшись в Ерыклу, Николай первым делом собрал подписи сельчан. Противников строительства среди деревенских жителей не оказалось. Верующих в деревне много, а до ближайшей церкви несколько километров. Когда-то давно в Ерыкле был храм Казанской Божьей Матери. Он стоял как раз на том месте, где теперь Николай строит новую церковь. Кстати, она будет носить название старой. Надо сказать, за последнее время деревня сильно «сдала». Населения с каждым годом все меньше и меньше. Вот, например, в 1959 году в Ерыкле проживало 595 человек, в 1989 — 257, а сейчас от силы 150 насчитывается. Николай говорит, что из деревни бежит молодежь. Мужики на заработки разъезжаются: одни на Север, а другие в ближайший город — Лениногорск, что в Татарстане. Остаются женщины да дети. А в последнее время и детворы в Ерыкле почти не видно. Тут нужно сказать спасибо эксперименту с образовательными округами. Теперь в Ерыкле детей учат только до пятого класса, а потом отправляют в школу-интернат в Клявлино. Домой ребятня приезжает только на выходные. Николай считает, что церковь поможет возродить деревню. Так же думают и другие жители Ерыклы. По возможности они помогают Антипову со строительством. Старушки денег дают: кто 100 рублей, а кто и 200. Многие на стройку приходят, чтобы подсобить в случае надобности. Своим рабочим Николай платит 100 рублей за день. Антипову помогают не только в родной деревне. Например, на Севере одна знакомая женщина дала ему около 15 тысяч рублей. Эти деньги на строительство нового храма она собрала возле церкви. — А недавно поехал в Лениногорск за гвоздями. По дороге меня добрые люди на машине подвезли. Стали расспрашивать, не я ли церковь строю. Я говорить не хотел, но врать же нельзя. Сказал, что я. Так они не только с меня денег брать не стали, но еще и 100 рублей дали. Уже три с половиной года строит Николай свою церковь. Правда, первоначально она задумывалась каменной, но в епархии Антипова от этого отговорили — очень дорого получалось. Так что решено было делать церковь деревянной. Николай начертил проект и отправился с ним к архитектору. Под уже готовый проект глава администрации Клявлинского района выделил 150 соток земли. Один священнослужитель посоветовал Николаю создать приход. Однако Антипов взять на себя такое не осмелился. Говорит, что все должно решиться по божьей воле. На мой вопрос, долго ли еще строить, Николай уклончиво ответил: — Как Бог даст. Внутри пока ничего не сделано. Вообще Николай не любит загадывать на будущее. Живет, что называется, сегодняшним днем. Когда я спросила, нет ли у него желания перебраться в город, он пожал плечами. В Ерыкле у Николая мать и племянница, да и привык он к этим местам. Но одно Николай знает точно: Россия вновь будет великой державой, и немалую роль в этом сыграет православие. Кстати Как показывают опросы населения, число россиян, называющих себя православными, с каждым годом растет: если в 2000 году таковыми считали себя 59% респондентов, то в нынешнем — более 60% опрошенных. 37% респондентов отнесли себя к числу атеистов. Остальные — приверженцы других конфессий. Как выяснилось, половина наших сограждан (49%) в той или иной мере соблюдает религиозные предписания (посещают храмы, исполняют обряды, празднуют церковные праздники и пр.). При этом всем религиозным правилам или значительной их части следуют 11% респондентов, исполняют лишь некоторые из религиозных правил 38% опрошенных. Более трети опрошенных (35%) заявили, что никогда не были в храме. Реже одного раза в год посещают храмы 18% россиян; несколько раз в год — 31%. Чаще, чем раз в месяц, ходят в храм лишь 6% респондентов, причем женщин, регулярно посещающих храм, оказалось 9%, а мужчин — лишь 3%.