Русская линия
Сегодня (Киев) С. Шевчук14.11.2002 

Отчего Церковь на государство обижается
Об этом корреспонденту «Сегодня» рассказывают священнослужители

Отношения церкви и государства в Украине переживают кризис. Несмотря на внешнее благополучие, среди духовенства наблюдается нарастающее недовольство церковной политикой. Особенно это относится к образованию и преподаванию слова Божьего.
Украинским духовным пастырям становится не по себе от одного взгляда на соседей, которые кардинально меняют отношения государства и церкви: россияне «Основы православной культуры» вводят в школьную программу, Грузия признала церковь «фундаментом возрождения», а Лукашенко поднял священников чуть ли не до уровня госслужащих. Заграничный опыт, конечно, неоднозначен, но все же динамика отношений очевидна.
Наших церковников таким вниманием не балуют. Более того, не очень продуманная позиция государства в отношениях с различными конфессиями измотала и верующих, и самих священнослужителей, осознающих свою второстепенность в этой игре. Ни одно духовное учебное заведение в Украине не имеет государственной аккредитации — более чем убедительный факт, свидетельствующий о реальном положении церкви в нашем обществе.
Вопрос официального признания духовного образования (государственной аккредитации) поднимался на минувшей неделе ректорами Римско-католических учебных заведений на встрече с представителями Госкомрелигии. Оценивая результаты переговоров, декан Института религиозных наук имени Фомы Аквинского Анжей Каминский в интервью «Сегодня» отметил, что у власти «есть желание обсуждать этот вопрос». Но переговорный процесс протекает настолько медленно, что в обозримом будущем «легализации» духовного образования не предвидится.
Только три католические духовные семинарии ежегодно выпускают 200 специалистов. Парадоксально, но полученные ими дипломы могут быть признанными в Риме или Варшаве, оставаясь как бы «незаконными бумажками» у себя на родине. Хотя, по оценкам специалистов, учебные заведения, подчиненные апостольской столице, по сравнению с другими конфессиями более других готовы занять место среди полноценных высших школ.
— Вы же понимаете, какая огромная разница между государственным университетом и семинарией, — говорит начальник религиеведческого отдела Госкомрелигии Владимир Любчик. — Нужно согласовывать учебные программы, подбирать соответствующих преподавателей. Нами создана специальная комиссия, рассматривающая эту проблему, но пока ни одно духовное учебное заведение еще не обращалось с просьбой об аккредитации.
Впрочем, церковнослужители не скрывают, что у них есть серьезные сомнения относительно искренности желания государства «узаконить» теологию. Как отметил ректор Киевской духовной академии владыка Дмитрий, эта проблема обсуждается десять лет, а от чиновников по-прежнему слышны только одни вопросы.
— Это больше игра в демократию и свободу совести, построенная якобы по принципам плюрализма, а на самом деле свидетельствующая об отсутствии определенной политики, — говорит ректор. — Введение христианской этики в школах Белоруссии и России можно считать недостаточно демократичным, но, по крайней мере, в этом видна определенная позиция.
Результат встречи ректоров католических учебных заведений с чиновниками не стал прорывом в отношениях. «Профессиональные атеисты» пообещали работать над списком требований, которые необходимо исполнить семинариям и академиям для их признания государством. Но делалось это так, что возникало ощущение: тему откровенно «заговаривают».
С другой же стороны, многие священники вообще не признают за чиновниками права рассуждать о возможности или невозможности аккредитовать духовные школы. По их мнению, это должно произойти автоматически, так как только церковь, существующая априори самостоятельно, оценивает уровень преподавания в своих заведениях. И только у церкви имеются специалисты по богословию.
Интересно, что противостояние с государством в вопросе признания теологии и церковного образования объединило представителей разных конфессий. Это чуть ли не единственная позиция, безоговорочно поддерживаемая всем духовенством.
Нынешние отношения с государством ректор Киевской духовной семинарии отец Николай оценил как «позитивный нейтралитет». Хотя четыре предыдущих совместных заседания Совета церквей и Министерства образования даже не завершились подписанием протокола «о намерениях». Ректор убежден, что перелом в затянувшемся конфликте неизбежно настанет. И я могу сейчас сказать, кто все-таки когда-нибудь выйдет из него победителем. Но ограничусь лишь цитированием слов отца Николая: «Не нужно стыдиться самих себя. У нас христианское государство и слово Божье будет читаться в школах рано или поздно».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru