Выставка условно приурочена к 500-летию «исполнения фресок Рождественского собора Ферапонтова монастыря». В экспозиции — 50 икон, 8 рукописных книг, 5 образцов лицевого шитья. Кроме того, копии фресок, сделанные в разные годы и в разных манерах — от академического перфекционизма до экспрессивной скрупулезности реставраторов 60−80-х. В последнем разделе выделяются работы знаменитого копииста В.Гусева. Теперь следует напомнить, что наследие «пресловущего» (то есть знаменитого) мастера сохранилось трагически плохо. Произведений, авторство которых несомненно, не более десятка. Да и то, учитывая известное обстоятельство, что само понятие авторства в средние века в России не являлось актуальным, мы можем говорить лишь о высоковероятных атрибуциях. Зрителю выставки следует понимать, что фигура художника Дионисия — результат длившейся почти полтора столетия титанической работы по реконструкции. Благодаря этой ситуации «древнерусский сектор» науки об искусстве оказался самым фундаментальным и академически обоснованным. Но вместе с тем этот раздел науки стремительно приобретал сектантские черты, чему способствовали, конечно, советские идеологические обстоятельства. Что не мешало, впрочем, огромной популярности древнерусского искусства и некоторых его исследователей среди самой широкой публики. Многое изменилось в начале 90-х, когда стала зарождаться новая идеология, и икона из области чистого искусства стала возвращаться в сферу чистого культа. Возможно, именно по этой причине выставок древнерусского искусства не было в отечественных музеях. Поскольку было неясно, как именно позиционировать эту культуру — как светскую или наоборот. Понадобилось целое десятилетие, чтобы некоторый баланс восстановился. И сегодня выставка Дионисия, сделанная с максимальным научным тщанием, оказалась во вполне естественном контексте. Можно надеяться на внимание к ней любителей живописи и на то, что религиозная общественность найдет в себе силы воздержаться от намерения облобызать бесценные музейные экспонаты. Более того, юбилейная экспозиция Дионисия для людей понимающих становится и своего рода политической акцией. Дионисий, последователь первого русского политтехнолога Иосифа Волоцкого, оказался очень к месту во времена строительства новой государственности. В начале XVI века, при Иване III, также главным интеллектуальным сюжетом эпохи было моделирование образа идеального государства, основанного на «праведном стяжании». Этот инвестиционно-привлекательный образ был разрушен с восшествием на престол Ивана Грозного. Но Дионисий застал лучшие времена. Высшим достижением его художественного и духовного проекта стали фрески Кирилло-Белозерского монастыря, вокруг которого на короткий период была создана Аркадия древнерусских интеллектуалов. Впоследствии это было названо «древнерусским Ренессансом». Выставка, таким образом, становится зрелищем не только приятным, но и остросюжетным. Чтобы довести свои эстетические впечатления до кульминации, зрителю можно порекомендовать продолжить древнерусскую игру в бисер и, например, задаться вопросом, откуда на столбах Благовещенского собора в Кремле возникло изображение индийского царевича Иосафа.