Русская линия
Время MN Александр Адамский25.11.2002 

Долой светскость!

Православная церковь одержала крупную победу в борьбе за школу.
Министерство образования разослало во все органы управления образованием рекомендательное письмо с примерной программой учебного предмета «Православная культура».
Предмет предполагается ввести в начальной, средней и старшей школе. Указано, какое место «Православная культура» может занимать в сетке часов, при этом в случае необходимости «Изучение православной культуры может проводиться за счет часов, выделяемых в учебном плане на образовательные области „Обществознание“, „Филология“, „Искусство“, часов регионального (национально-регионального) компонента образования, часов компонента образовательного учреждения». Конец цитаты. И конец светской школы.
Удивительно, как ловко, просто виртуозно, авторы циркуляра доказывают, что преподавание фактически закона Божьего в российской школе является… подтверждением и даже развитием принципа светскости. Дело в том, что в законе «Об образовании», в статье 2 указаны «Принципы государственной политики в области образования». В частности, подчеркивается светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также свобода и плюрализм в образовании.
Следовательно, для введения преподавания религии в школе, да еще в таком моноварианте — только одной из традиционных конфессий, надо либо изменить светский принцип, то есть убрать его из закона либо совершить невозможное, доказать, что закон Божий в школе обеспечивает соблюдение принципа светскости. Конечно, здесь помогает смена вывески — не закон Божий, и даже не «Православная религия», а «Православная культура». Хотя при чтении самой программы очень быстро приходишь к выводу о том, что это как раз закон Божий, только без обрядов и ритуалов.
Но попытка чиновников Минобразования доказать, что светскость школы осталась незыблемой, не удалась. Да и не могла она быть успешной: это все равно что доказать, что по морю можно ходить «аки посуху», что блудница и грешница на самом деле — святая.
Доказать это возможно только чудом, а чудеса — не в компетенции Минобразования.
Чиновники считают, что содержание учебного предмета «Православная культура» — просто культурологическое, и с применением «правильной» методики нейтральность к религии может быть обеспечена.
Если не читать содержания курса — все равно возникают сомнения, поскольку трудно представить себе, откуда возьмутся эти методисты, излагающие догматы веры и при этом сохраняющие полную нейтральность к этим догматам. Но если прочитать предполагаемое содержание, отпадают всякие сомнения — никакую нейтральность сохранить невозможно.
Вот лишь один фрагмент из содержательной линии «Православная христианская картина мира». Что необходимо изучить школьникам в основной школе, значит, классе в пятом или шестом? Вот что: «Православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Символ Веры. Православие, инославие, иноверие. Апологетика. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Глава Церкви. Единственность и единство, соборность и апостольская преемственность Христианской Церкви. Ересь, раскол, секта».
Интересно, как ведущие методисты из Российской академии повышения квалификации работников образования или Московского института повышения квалификации будут учить преподавателей беспристрастно преподать тему «Ангелы и падшие духи», сохраняя светскость?
В документе, составленном очень добротно и безупречно с точки зрения норм составления образовательных программ, указаны и требования к ученикам, и даже примеры контрольных заданий, для проверки успеваемости. Вот примеры контрольных заданий. «Продолжите предложение: «В начале сотворил Бог…». Или другое задание: «Перескажите евангельскую притчу о блудном сыне и дайте православную нравственную оценку поведению ее персонажей».
Или вот такое задание: «Сравните вероучительные нормы в разных религиозных традициях — православном христианстве, исламе, иудаизме по следующим признакам (составьте таблицу): 1) признание Ветхого Завета; 2) признание Нового Завета; 3) признание Иисуса Христа Сыном Божьим».
При этом авторы документа полагают, что у родителей есть выбор — направлять своих детей на эти уроки или нет, как и у школ — вводить или не вводить преподавание «Православной культуры». Про школы все ясно — попробуют не ввести.
Кстати, соблюдение светскости будут определять с помощью все того же методического контроля, поэтому директоров вначале будут ругать и наказывать за то, что они не вводят закон Божий, а затем — за то, что не соблюдают светскость при его преподавании. А поскольку то и другое одновременно невозможно, у органов управления появляется еще один шанс затянуть гайки.
Но самое тяжелое положение будет у родителей, которым предстоит выставить своего ребенка перед всем классом как «нерусского» и не желающего изучать православную культуру. Представляете, чем это грозит?
А как отреагируют представители других конфессий, особенно радикалы?
И последнее. Введение еще одного учебного предмета, конечно, увеличит нагрузку на ребенка, а к любви к религии не приведет — это известно. Так что остается загадкой — кому выгодно введение религиозного обучения в школе? Точно — не детям.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru