Русская линия
Независимая газета Андрей Ваганов28.11.2002 

Культ от культуры будет отделен
Министр образования РФ Владимир Филиппов уверен, что необходимо восполнять пробелы в православном образовании российских школьников

Две недели назад Министерство образования РФ разослало в регионы примерную программу содержания учебного предмета под названием «Православная культура». Основные пункты программы, по мнению ряда экспертов, по своему содержанию фактически совпадают с курсами, преподаваемыми в православных духовных семинариях. С резкой критикой этого документа уже выступили некоторые политические деятели и лидеры неправославных конфессий России. Прокомментировать ситуацию мы попросили министра образования РФ, доктора физико-математических наук Владимира Филиппова.
— Владимир Михайлович, в связи с разосланным письмом некоторые общественные и религиозные деятели уже заявили, что таким образом под видом светской религиоведческой дисциплины дети будут получать чисто конфессиональное богословское образование. Контраргументы этих экспертов вам известны, конечно: почему православие, а не ислам или буддизм? Не разрушит ли это существующий сейчас в России конфессиональный баланс? Все-таки школа останется у нас отделенной от церкви или нет?
— Вы правильно сказали, что Минобразования направило примерную программу содержания предмета «Основы православной культуры. И письмо недаром называется — «информационное» (бывают еще: «инструктивное» — надо ввести тот или иной предмет; «методическое» — как надо что-то реализовывать). И в этом письме нигде не было того, что стали все додумывать: что это станет обязательным для всех.
Напомню, что у нас сейчас часы школьной программы делятся на три части: 75% часов — федеральный компонент, 15% - региональный компонент и 10% - школьный компонент. Так вот, утверждается, что якобы программа «Основы православной культуры» станет обязательной для всех даже в школьном компоненте… Этого абсолютно не было в письме Минобразования. Просто дело в том, что многие регионы — Кемеровская область, Калининградская область, целый ряд других областей — обращались к нам с просьбой: поскольку у них эта работа ведется, чтобы не было перекоса в какую-то сторону, они хотели бы иметь примерную программу, с запасом. Мы и дали эту программу с запасом — в ней 364 часа. Ее никогда никто не будет реализовывать в таком объеме, но выберет из нее десять часов, сто часов… И нигде в этом письме ни слова не говорилось, как и где преподавать. Это уже за нас стали домысливать, что этот предмет будет обязательным для всех.
Я заявляю. Первое. Предмет «Основы православной культуры» не будет в федеральном базисном учебном плане обязательным для всех школ страны. Второе. Вопрос о его преподавании может решаться в рамках только либо школьного, либо регионального компонентов. Но даже в этих рамках этот предмет не будет, не должен и не может быть обязательным для всех учеников данного класса и данной школы. «Основы православной культуры» — предмет или факультативный, или по выбору. Ведь практически каждый школьный класс у нас в стране — многонациональный.
— Другими словами, если, допустим, мой ребенок не захочет ходить на этот факультатив — его не отчислят из школы?
— Ни в коем случае. Факультатив — это предмет по выбору. Мы обязаны предложить ребенку несколько предметов по выбору. Ну, например, «Основы греческой культуры» или «Основы православной культуры». Кстати, если бы я сейчас послал точно такое же письмо, в котором написал не «Основы православной культуры», а «Основы греческой культуры», кто-нибудь среагировал бы? Никто бы вообще не заметил этого письма. То есть греческая культура — это нормально; а православная культура, которая касается нашей страны и нашей двухтысячелетней истории, это ненормально. Так ведь получается!
— Но подчеркивается, что программа «Основы православной культуры» фактически совпадает с курсами, преподаваемыми в православных духовных семинариях. Вот о чем речь.
— Это неправда. Абсолютно. Возникает действительно вопрос: какое содержание по этому предмету мы должны давать? Мы знаем с вами, когда какой съезд или пленум ЦК КПСС был. Но вы мне сейчас не назовете — и никто не назовет! — деятелей православия, хотя бы в первые 500 лет его существования. Или во вторые пятьсот лет. Поэтому вопрос о необходимости дать знания хотя бы о некоторых элементах православной культуры, ее основных этапах, ее деятелях весьма актуален. Мы должны были дать учащимся эти знания. Обделенность наша с вами, получивших образование в СССР, в этом плане очевидна. Все наши призывы — давайте отведем детей в Эрмитаж или в Третьяковку — они бессмысленны: большую часть картин классиков мы с вами там не поймем, так как они написаны на библейские сюжеты.
— Вся загвоздка как раз в том, чтобы правильно уловить эту грань — между преподаванием православной культуры и насаждением православного культа…
— Вы правильно ставите вопрос. Школа должна относиться к преподаванию этого предмета с точки зрения знаниевого подхода, но не культа. Этим и отличается данный предмет от преподаваемого, возможно, этого же предмета в православных учебных заведениях. Там — это приобщение к культу: входит учитель — встали, помолились, начался урок… Вот этого не должно быть. Остается знаниевый подход к предмету.
Есть хороший зарубежный пример — французский. Французы провели опросы среди детей: что такое Троица? Большинство из школьников ответили, что «Троица» — это станция метро. И только 10% ответили, что это понятие связано с религией. Вот этого не должно быть.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru