Русская линия
Известия Юлия Кантор19.11.2002 

«Ислам в России»
Есть ли история смертельной вражды

В Нью-Йорке и Лондоне состоялись презентации монографии «Ислам в России», имевшей большой успех в научной и политической среде. Автор — писатель, один из виднейших специалистов по исламу, уроженец Казани, постоянный сотрудник Би-би-си Равиль БУХАРАЕВ. Спецкор «Известий» Юлия КАНТОР задала Бухараеву, готовящему свою книгу к изданию на русском языке, несколько вопросов.
— Как получилась, что ваша книга, посвященная актуальнейшей для России теме, вышла сначала в США и Великобритании и только в будущем году увидит свет у нас в стране?
— Я давно живу и работаю в Лондоне и эту книгу писал сразу на английском: хотелось дать западному миру понятие об уникальной мусульманской культуре России. Теперь готовлю значительно расширенное русское издание. Тысячелетнюю и очень непростую историю ислама в России слишком часто искажают. В разговорах об исламе мы порой имеем дело с агрессивным невежественным мифотворчеством, что заводит и без того нелегкую ситуацию в тупик.
— Суть ислама умышленно или по незнанию искажают сами же его носители.
— И они тоже. В середине XI века в исламе был принят богословский консенсус: решили, что религия вполне сложилась, поэтому ее сущностные вопросы запретили подвергать дискуссиям. С этого времени и начинается основополагающее искажение: ведь ислам изначально формировался как религиозная философия, критически осмысляющая самое себя. Когда это «упразднили», верующие лишились права самостоятельно рассуждать о религии. Это трагедия ислама, которая начала осознаваться только в XIX веке. Я был недавно в США, где после 11 сентября прошлого года американские христиане стали приглашать мусульман в свои церкви, чтобы те объяснили им суть ислама. Очень мудрая идея. Но оказалось, что немногие мусульмане в состоянии найти понятные всем ответы на важнейшие, казалось бы, хрестоматийные вопросы.
— Традиционно считается, что мусульмане и православные в России всегда смертельно враждовали.
— Взглянув на многовековую русскую историю, можно сделать вывод: ислам как вера для страны никогда угрозы не представлял. Он лишь в последние годы превратился в пугало — это следствие идеологической игры и невежества. Как известно, в Россию ислам пришел в государственном смысле раньше христианства. Волжская Булгария еще в 986 году заключила вечный мир с Киевской Русью и соблюдала его полтора века. Благодаря этому торговому миру на востоке Русь смогла спокойно вести свою западную политику. Но идиллий в истории не бывает, тем более что после взятия Казани ислам в России был практически запрещен в течение более двух столетий. И только Екатерина II после пугачевского восстания вернула российским мусульманам право на свободу вероисповедания.
— В Чечню ислам пришел уже после снятия запрета?
— Горный Кавказ тогда еще не был завоеван, и ислам укреплялся там в атмосфере русско-кавказских войн, чем и теперь пользуются те, кто под прикрытием ислама решает свои задачи, весьма далекие от религиозных. Восемьдесят лет в нашей стране боролись с любой религией, теперь мало кто знает, как возвращаться к истокам. Нужны учителя — но кто эти учителя? После 1991 года заново учить исламу россиян пришли заодно с мирными проповедниками консервативные радикалы Пакистана, Египта, Саудовской Аравии. Никто не задумывался о том, что зарубежный ислам к этому времени полностью утратил свое единство, распавшись на 73 ветви, ревниво несогласных между собой. А в таких случаях легче всего низвести великое учение до самых поверхностных, политизированных представлений. На пропаганду слепой веры из-за рубежа охотнее всего даются деньги; и в руки таких «наскоро обращенных» не случайно попадает оружие. На Кавказе упрощение ислама до нескольких лозунгов нашло благодарных учеников в той ситуации идеологической пустоты и хаоса, какая сложилась 10 лет назад… Почти все политики, которые ведут разговор о независимости Чечни, стали мусульманами уже после начала конфликта, а до того они были гражданами страны победившего атеизма. Но исламу чужд коммунистический лозунг «цель оправдывает средства». Быть истинно верующим вообще очень нелегко. Истинный мусульманин даже во время войны не вправе убивать безоружных. Защищая свою веру, он вправе жертвовать только собой. Но ведь на веру в Чечне никто не покушался. Когда человек говорит, что, умирая за Аллаха, он «заберет с собой грешников», он не понимает сути ислама. «Ты не сторож над ними, твое дело — только передать Божественное Послание» — так говорится в Коране даже пророку.
Лондон

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru