Русская линия
Известия Сергей Лесков14.11.2002 

Был ли Христос ученым
Таинственная погребальная урна вызывает ожесточенные споры историков

16 ноября в Торонто впервые за пределами Израиля будет выставлена для всеобщего обозрения известняковая погребальная урна, которая датируется 63-м годом нашей эры и претендует на то, чтобы считаться второй после Туринской плащаницы реликвией христианского мира, связанной с жизнью и смертью самого Иисуса Христа.
На погребальной урне арамейскими письменами выведено: «Иамес, сын Иосифа, брат Иисуса». Некоторые специалисты считают, что это самое раннее небиблейское упоминание о существовании Иисуса Христа. Древнеримский писатель Иосиф Флавий упоминает об Иисусе четвертью века позже. В середине 1970-х годов таинственная урна была куплена Иерусалимским музеем за несколько сотен долларов у частного лица — результат незаконных раскопок, фактически черный рынок. Сейчас стоимость урны, по оценкам музейных экспертов, достигает 2 миллионов долларов.
Вопрос о том, были ли у Иисуса Христа братья, туманен. В Евангелии нет никаких упоминаний об Иамесе, брате Иисуса. Единственное упоминание о братьях Христа сделано в Евангелии от Марка 6:2−3: «Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге, и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? Что за премудрость дана Ему и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?»
Но о каких братьях идет речь? О генетических или духовных? В те времена понятие «брат» было широким, его не толковали буквально. По многим неканоническим источникам Иисус родился в секте ессеев и был ее членом. Согласно некоторым версиям учение ессеев восходит к философии великого ученого Пифагора. Братьям и сестрам общества ессеев не дозволялась никакая деятельность, связанная с торговлей и разменом денег, они могли заниматься только созидательным трудом. В числе символов ордена был строительный инструмент, как у масонов, тоже называющих друг друга братьями. В апокрифических Евангелиях содержится много сведений о том, что Иисус с юных лет посвятил себя изучению всех известных тогда знаний и выдержал экзамены по философии, астрономии и астрологии, естественным наукам, медицине, оккультным наукам. Ранняя церковь посчитала эти сведения об Учителе вредными и опасными. По решению Никейского собора в 325 году были уничтожены сотни книг о Христе, где, возможно, содержались сведения о его детстве и родственниках. Цель — доказать божественную сущность Иисуса, а богу учиться незачем. А вот если бы Иисус остался ученым, если бы не скрывали его склонность к науке и учению, не исключено, вся мировая история пошла бы другим путем.
Президент Иерусалимского университета Степан Фанн утверждает: «Степень достоверности находки очень высока, приближается к 90%. Урна Иамеса может стать самой значительной находкой во всей двухтысячелетней истории археологии Святой Земли». Этот оптимизм разделяют не все ученые. Заместитель директора Израильского совета по древностям профессор Узи Дахари считает, что, хотя следы почвы на поверхности урны указывают на иерусалимскую гору Скопус, шансы на то, что находка имеет отношение к великому библейскому персонажу, очень невелики.
Так или иначе, ни в Библии, ни в апокрифических Евангелиях, ни в Талмуде, ни в талмудических толкованиях, которыми пользовался Булгаков при написании «Мастера и Маргариты», нет упоминаний о брате Иисуса по имени Иамес. Отцу Иисуса Иосифу в момент женитьбы на Марии, как написано в протоевангелии Иакова, было 90 лет, он был самым старым из вдовцов Израиля, его правнуки были в возрасте 15-летней Марии. Жених умолял священнослужителей, которые устраивали брак: «Не дайте мне стать посмешищем в глазах детей моих». Когда он узнал, что Мария ждет ребенка, то сильно испугался. Во время переписи ему было стыдно записать Марию своей женой. Маловероятно, что почтенный старец сумел наплодить с Марией ватагу детишек. Если упоминавшаяся родня Иисуса — его старшие сводные братья от предыдущих браков Иосифа, то к моменту погребения Иамес должен был, что тогда было большой редкостью, достичь весьма преклонных лет.
В случае с Туринской плащаницей историки могут прибегнуть к помощи самых современных научных методов. Туринская плащаница — это просто рай для физиков и химиков, целая научная энциклопедия. Два года назад к исследованиям плащаницы обратился еще и Институт криминалистики ФСБ. Погребальная урна Иамеса, сына Иосифа, брата Иисуса, — это история в чистом, дистиллированном виде, какой она была в то время, когда не подружилась еще с физико-химическими методами. Потому и ответа о подлинности загадочной погребальной урны не находится…
И вот что любопытно. Какой бы научный метод предпочел Иисус как ученый, чтобы разгадать тайну погребальной урны Иамеса?

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика