«Экономические достижения немыслимы в безнравственном, духовно бедном обществе»
Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
— Перемены, происшедшие в жизни страны и общества за последние 12 лет, — эпохальные. С одной стороны — это время, когда духовный вакуум заполнили цинизм, бездуховность, разбой, обнищание народа и страны, крайнее умножение сил зла. С другой, — появились ростки нового, которые, возможно, смогут изменить жизнь людей к лучшему. Как Вы считаете, сможет ли наш народ жить лучше, и от чего это зависит? — Верю и надеюсь, что наш народ сможет жить лучше. Он этого в высшей степени достоин, ибо не по своей вине много претерпел в драматическом, трагическом ХХ веке. Сегодня критерием хорошей жизни нередко считают материальное благосостояние. Многим вселяют оптимизм научно-технические достижения, которые якобы смогут бесконечно поддерживать комфорт и достаток. Но, говоря об улучшении жизни, я имею ввиду не только ее материальную сторону, но отношения между людьми, их творческую активность, характер и мотивы поступков, а главное — веру, любовь, нравственную чуткость, словом, все то, что выражает состояние человеческой души. На мой взгляд, качество жизни по-настоящему определяется ощущением ее полноты и осознанием ее смысла. Но и то, и другое немыслимо без Бога, без Его водительства, без устремленности к Его Небесному Царству. Мы помним слова Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6. 47). Всему нашему народу искренне желаю, чтобы его сыны и дочери открыли для себя непреходящую красоту и радость жизни во Христе, Который укажет им путь к нравственному совершенству и поможет обустроить все необходимые житейские дела. Ведь Он сказал: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? ..Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6. 31,33). — В одном из своих интервью идею «гармоничного сочетания искренней молитвы и честного труда всех — сверху донизу» Вы назвали «объединительной идеей, способной помочь преодолеть кризисное состояние нашего общества». Как Вы считаете, может ли идея обращения к качеству, и прежде всего к качеству труда также способствовать объединению россиян в их стремлении изменить жизнь к лучшему? — Хотел бы повторить общеизвестную, но очень правильную мысль: качество труда, продукции, услуг зависит не только от техники, дисциплины, хорошей организации работы и высокой зарплаты. Многое определяется тем, насколько человек ощущает чувство долга, бережно относится к труду других, заботится об их благе, сохраняет природные и созданные людьми ресурсы. Без этого никакие материальные вложения, никакие свободы и возможности не научат общество достойно и качественно трудиться. Да, современную экономику и духовно-нравственную сферу обычно пытаются радикально отделить друг от друга. Но не будем забывать, что большинство реальных экономических достижений, известных нам из истории, было бы немыслимо в безнравственном, порочном, духовно бедном обществе. — Отличные черты православного христианства — приоритет духовных ценностей, общественной и государственной жизни перед материальным благополучием — воспринимаются порой как отрицание необходимости создания эффективно работающих предприятий, способных обеспечить личное развитие и достаток работающих на нем людей не только в настоящем, но и в будущем. Разъясните, пожалуйста, позицию Русской Православной Церкви по этому вопросу. — Это не совсем верное понимание. Труд и его организация являются необходимой частью человеческой жизни. Еще в райском саду первые люди были призваны к творческому труду. После грехопадения, когда труд превратился в средство пропитания, его творческое назначение ослабло, но отнюдь не исчезло. Впрочем, из собственного опыта мы знаем, что мотивы труда могут быть не только благородными (собственное содержание, пропитание своей семьи, помощь нуждающимся, развитие личности), но и низменными (нажива, стремление к неоправданной роскоши, жажда превосходства над другими). Эти страсти отравляют труд, делают горькими его плоды, разделяют людей и разрушают их судьбы. К сожалению, философия современного предпринимательства подчас имеет черты, противостоящие христианскому учению о человеке. Это культ потребительства, «социальный дарвинизм», признание власти денег над трудом и личностью. Приоритет духовных ценностей не отрицает земную деятельность, в том числе предпринимательскую, а означает наполнение ее новым содержанием, смысл которого — в служении не собственному кошельку, не деньгам и товарам, а людям, состоящим из тела, души и духа. — Среди идей, на развитие которых направлена деятельность Ассоциации, большое место отводится качеству труда. К сожалению, профессионализм, качество труда как категории духовно-нравственной системы пока не стали определяющими в нашем обществе. Ваше Святейшество, какую роль Русская Православная Церковь отводит понятиям добросовестного, честного, ответственного труда в системе духовно-нравственных ценностей? — Церковь призывает каждого человека к такому труду. Он нужен не только в хозяйственной сфере, но и в любой другой области жизни, включая духовную. Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей, и признает его необходимым компонентом полноценной жизни личности. В народе хорошо известны слова апостола Павла: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10). Труд освящен многовековой монашеской традицией, примером жизни многих благочестивых христиан. Уверен, что благосостояние России будет строиться на достойном труде ее граждан. — Как Вы оцениваете задачи и цели, которые ставит перед собой ассоциация «Международный конгресс качества телекоммуникаций»? Как Вы относитесь к возможности диалога Русской Православной Церкви с Ассоциацией? — Приветствую благородные цели, которые ставит перед собой ассоциация. Новые коммуникационные технологии открывают множество возможностей, немыслимых ранее. Они сближают людей, живущих в разных концах света, помогают образованию и распространению информации, развивают экономику, облегчая перемещение товаров и услуг. Впрочем, коммуникационные новшества таят в себе и некоторые опасности. При их помощи богатые и сильные могут подавить, закабалить бедных и слабых. Через современные средства коммуникации подчас осуществляется экспансия унифицированной «массовой культуры». Как будут использоваться эти технологии — во благо или во зло, на пользу всем людям или для выгоды лишь немногих? Эти вопросы Церковь и специалисты должны обсуждать сообща. Мы можем совместно поднять тему влияния новых технологий на жизнь человека и общества, затронуть проблему профессиональной этики, которая неизбежно будет складываться. Нам, наверное, также стоит вместе подумать о роли России в системе мирового коммуникационного обмена, о том, как при его помощи донести до разных стран и народов духовное послание русской традиции, лучше познакомить весь мир с нашим культурным наследием, нашей мыслью, нашим образом жизни. Убежден, что это будет полезно для «ближних и дальних», не говоря уже о нас самих. — В многочисленных отзывах и пожеланиях журналу «Век качества» подчеркивается благородная миссия издания, своевременность его появления и актуальная тематическая направленность. Ваше Святейшество, чтобы Вы могла пожелать сотрудникам и читателям журнала «Век качества»? — Всем вам пожелал бы мудрости в соединении новых достижений человеческой мысли с духовными и культурными традициями России. Да будет Господь каждому Помощником в добрых делах.