«…Отличие традиционных религий от „новых“ состоит в том, что первые потом все-таки обогащают человека, а вторые упорно заставляют его деградировать», — таков вердикт психотерапевта. В Хабаровске 72 официально зарегистрированных религиозных организаций и еще… от 150 до 200 подобных, но не утрудивших себя процедурой регистрации. Эти цифры были приведены на первом заседании недавно созданного администрацией города Совета по взаимодействию с религиозными объединениями. Из всей этой религиозной палитры, как рассказала член совета, педагог-психолог Наталья Жилач, в нашем городе представлено как минимум 28 так называемых деструктивных культов, действующих в рамках 77 организаций. Впрочем, узнать их точное число практически невозможно — тяжело отследить. Какую же характеристику можно дать их деятельности? На совете она определялась как самая негативная, потому что эти организации пользуются манипулятивными приемами и эксплуатируют своих членов. Они нарушают законодательство, зачастую работают для извлечения прибыли, и адепты некоторых таких «церквей» в результате остаются не только без средств к существованию, но морально истощенными и психически искалеченными. У присутствующих на заседании возникал вполне закономерный вопрос, а так ли страшен черт, как его малюют? Есть ли обращения пострадавших? Ведь каждый выбирает для себя. И если человек бросает пить и употреблять наркотики, обращаясь в веру, так ли плоха эта вера? На этот вопрос вполне однозначно ответил Алексей Андреянов, врач-психотерапевт городского центра психотерапии. В любом психиатрическом отделении есть живые, но уже мало адекватные окружающему миру подтверждения тому, что пребывание людей в различного рода нетрадиционных церквях для многих из них отражается бумерангом на психике. Деструктивные культы — детище XX века. Следующее столетие стало его наследником. Именно нам повезло обогатиться неврозами, стрессами, скрытыми формами психических болезней, да и просто опустошиться духовно .. И теперь мы все — благодатная почва для воздействия. В июле этого года в городской центр психотерапии поступили две девушки, бывшие приверженцы одной из новомодных сект. Как потом выяснили врачи, предболезненное состояние психики, которое у них было до нового увлечения, и сыграло свою роль в том, что религиозные психотехники типа гипноза и НЛП привели их к настоящей болезни. «Любые духовные практики на определенном этапе приводят человека к регрессии, но отличие традиционных религий от „новых“ состоит в том, что первые потом все-таки обогащают человека, а вторые упорно заставляют его деградировать», — таков вердикт психотерапевта. Всяческие «церкви» активно проникают во все отрасли жизни — вместе с собственно религиозной практикой они занимаются хозяйственной, предпринимательской деятельностью, благотворительностью. Кроме культовых зданий под нужды используются и жилые квартиры. Что самое страшное, для проповедничества используются и образовательные учреждения. Совсем недавно в педагогическом университете по одному такому факту проводилась проверка. Два преподавателя использовали учебное время для пропаганды деятельности оккультной организации «Искусство жизни» (более известной как секта «Крылья»), получая за это зарплату. От «крылатых братьев». В течение четырех лет в первой гимназии арендовал помещение клуб «Свет души», в многочисленных объявлениях приглашавший «всех желающих в школу современного рейки („древняя система современного исцеления“)». Встречало жителей Первого микрорайона и объявление, приглашавшее во все ту же гимназию и «негосударственное учреждение дополнительного образования «Народный центр организации сознания» на встречи «Заповеданное"… Если деятельность их законна, зачем, спрашивается, прятаться под разными названиями? Члены общественной организации «Град Китеж» бывали там, видели прейскуранты на услуги «исцеления». Ладно, пусть берут деньги — люди их сами отдают, в конце концов, да и, может, это действительно кому-то помогает, но удивление вызвал тот факт, что все это происходило в ШКОЛЕ. Известно, что в этих встречах активное участие принимали дети. У них тоже «открывались чакры», и на время исцеления их превращали в «тело». И если взрослые действительно в большинстве своем выбирают, где им совершенствоваться или решать свои проблемы — уровень самосознания позволяет, то можно ли утверждать свободу выбора за детьми? Их пытливый ум, бесцельные шатания и отсутствие любви и ласки — что еще надо «благодетелям»? Участвовал ли в этом директор школы, никто не знает. Достоверно известно, что ей неоднократно говорили об опасности такого «лечения» без врачей, но своим арендаторам она не возражала. А недавно узнали, что в городе появилась так называемая хабаровская церковь Иисуса Христа. Ее последователи называют себя «новыми христианами». Их отличие от православных христиан всем только предстоит узнать. Кстати, они тоже не потрудились зарегистрироваться. Если все эти частные случаи сложить в цепочку, получается весьма странная картина. Живем вроде бы не в мегаполисе, а творится черт знает что. Есть организации, которые активно занимаются этой проблемой, заинтересованные люди знают работу отдела по связям с партиями, общественными и религиозными организациями правительства Хабаровского края, вот и новый совет создан. Но и между ними консолидации нет — работников краевого отдела на заседание совета, между прочим, даже не пригласили. На совете решено было уточнить реестр религиозных объединений и религиозных групп, действующих на территории города, привлекая к этому силы учреждений образования, культуры и здравоохранения и даже органов УВД. Может быть, пора заканчивать с любовью к констатациям фактов? Это теоретизирование вряд ли поможет выяснить, сколько наших земляков пострадало от пребывания в «церквях», а может быть, и наоборот, для некоторых это более полезно, чем оторванная жизнь в нашем безумном-безумном мире? Прозвучали следующие конкретные предложения. Например, рекомендовать администрации города организовать телефонную службу доверия, где бы юристы и психологи оказывали практическую помощь хабаровчанам по религиозным вопросам. Правда, один раз в неделю. Римма Никонова, представляющая ассоциацию содействия духовному здоровью, предложила задуматься о создании центра реабилитации жертв сектантов. Но все это уже меры «постскриптум», главное — работать в превентивном плане, чтобы псевдорелигиозные организации не имели возможности так просто и безнаказанно калечить людей. И предложение о создании православной гимназии и русского национального центра, выдвинутое Сергеем Романовым, заместителем председателя «Града Китеж», выглядит более нужным. У нас есть японский центр, американский, немецкий, а где же свое, родное? Или наша национальная самоидентификация уже в прошлом? А если рассуждать предметно, то не секрет, что люди, нуждающиеся в психологической помощи, потерявшиеся в современном хаосе мира, сегодня даже не знают, куда обратиться за психотерапевтическим лечением. Выяснив это, в конце концов понимают, что это им не всегда по карману. К тому же прием в основном ведется в дневное время, поэтому работающим эта помощь недоступна. У молодежи шансов и времени больше — им может помочь краевой молодежный социальный медико-педагогический центр. Но если атака начинается еще со школы, то морально-психическое состояние детей — только в руках родителей. Если родители, конечно, сами у себя в руках.