Русская линия
КоммерсантМитрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)18.07.2002 

«Оценка подлинности екатеринбургских останков не входит в компетенцию Церкви»
Интервью председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

В день 84-летия расстрела Царской семьи Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых дал интервью корреспонденту «Ъ» Павлу Коробову, в котором рассказал об отношении Церкви к царским останкам, лжепотомкам Николая II и о принципах причисления к лику святых наших современников, которых придерживается Русская Православная Церковь.
— Почему Русская Православная Церковь не признает останки, захороненные в Петропавловской крепости, царскими?
— Этот вопрос настолько важен, что я прошу набраться терпения, чтобы прочитать два основополагающих документа, связанных с затронутой темой.
Первый документ — это мое заявление, которое я сделал 30 января 1998 года, как член комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков императора Николая и членов его семьи. Я хотел, чтобы его опубликовали полностью: «Участвуя в комиссии с начала её создания, я открыто и свободно высказывал суждения и сомнения, которые были не только у меня, но и те, с которыми встречался в Церкви и обществе. Дважды по. моему докладу Священный. Синод Русской Православной Церкви принимал постановления о работе комиссии и заверял церковную и международную общественность в своей приверженности поискам истины в изучаемом вопросе. Последний раз официальная позиция по данному вопросу была высказана Священным Синодом 17 июля 1997 года. „Считать поставленные Церковью вопросы на заседании Священного Синода б октября 1995 года и выработанные Комиссией 15^ ноября 1995 года имеющими решающее значение для завершения работы Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи“.
Представленные на данном заседании Заключения Генеральной прокуратуры и Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы Российской Федерации подводят итог исследованиям.
Полагаю, что их нельзя принять с абсолютной достоверностью, ибо история науки свидетельствует: то, что сегодня в науке считается самым современным, точным и надежным, завтра может оказаться устаревшим, неточным и ошибочным. А опыт последних лет работы Комиссии показал, что вопросы могут и, возможно, будут возникать до бесконечности. Однако все чаще и настойчивее в связи с „екатеринбургскими останками“ мы слышим призывы к их захоронению, указывающие, что безнравственно так долго не предавать их земле.
В настоящее время не нахожу оснований не отнестись с доверием к изложенной позиции Генеральной прокуратуры и судмедэкспертов.
Одновременно считаю, что вся научная, историческая и нравственная ответственность целиком ложится на авторов заключения, которые представили в Комиссию свои выводы. В Священном Писании о сущности человеческого тела указывается: „яко земля еси, и в землю отыдеши“ (Быт 3.19), тем не менее нашей жизни присуща потребность иметь памятное место об умерших — могилу. При захоронении „екатеринбургских останков“, если и будут наличествовать сомнения, принадлежат ли они Царской Семье, или впоследствии наука изменит сделанные сегодня выводы, для России все равно будет важно существование даже символической могилы в память о последнем Российском императоре, Его Семье и их верных слугах, принявших мученическую кончину, где будут совершаться и молитвы, и которая станет символом покаяния.
Дабы избежать любых недоразумений, считаю необходимым заявить, что мое данное мнение не является выражением официальной позиции Русской Православной Церкви в данном вопросе. Таковую впоследствии может выразить Святейший Патриарх как Предстоятель Церкви или Священный Синод.
Если потребуется моя подпись под официальным решением Комиссии, то я буду готов ее поставить при условии, если к подписанному документу будет приложено настоящее заявление в качестве его неотъемлемой части».
А второй документ — это будет ответ на ваш вопрос — и есть, собственно, мнение Русской Православной Церкви, выраженное на заседании Святейшего Патриарха и Священного Синода 26 февраля 1998 года. Вот, что в нем говорится.
«… 2. Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви. Научная и историческая ответственность за принятые в ходе следствия и изучения выводы относительно „екатеринбургских останков“ полностью ложится на Республиканский центр судебно-медицинских исследований Минздрава России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
3. Решение Государственной комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков, как принадлежащих семье императора Николая II вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе. Вместе с тем есть основания считать, что обнаруженные останки принадлежат жертвам богоборческой власти. Известно, что многие из таких жертв были мучениками, исповедниками и страстотерпцами, которые ныне нашей Церковью причисляются к лику святых по мере установления их личностей, биографий и обретения соответствующих житийных материалов. Затянувшаяся процедура криминалистической экспертизы привела к тому что „екатеринбургские останки“ остаются без христианского погребения в течение недопустимо долгого времени.
4. В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно „екатеринбургских останков“ и исчезнут основания для смущения и противрстояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения.
5. Одобрить работу Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Государственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи за весь период ее деятельности».
Поскольку сомнения относительно екатеринбургских останков и сегодня не сняты, противостояние в обществе по этому вопросу не преодолено, можно сказать, что с тех пор ничего не изменилось.
— Как относится Церковь к появляющимся в последнее время якобы уцелевшим членам Царской семьи?
— Как к спекуляции историческими событиями, почва которой кроется на неосведомленности и доверчивости наших граждан.
— Повлияла ли канонизация Царской семьи на взаимоотношение Русской православной церкви с Русской Православной Церковью Заграницей? Идет ли сейчас вообще речь о воссоединении?
— Насколько я помню, за 30 лет своего пребывания в Священном Синоде в качестве его постоянного члена священноначалие Русской Православной Церкви никогда не упускало случая во время соборов и других общецерковных праздников делать заявления с соответствующими призывами к Русской Православной Церкви Заграницей, надеясь и молясь об уврачевании печального раскола в жизни Русской Православной Церкви. Не оставляет она этой надежды и в настоящее время. Я не сомневаюсь, что для Русской Православной Церкви Заграницей канонизация Царской семьи и новомучеников и исповедников Российских XX века была воспринята как положительное явление.
— Какими критериями руководствуется синодальная комиссия по канонизации святых, когда рассматривает вопросы о возможности прославления того или иного человека в лике святых?
— Эти критерии сложились в жизни Церкви Христовой очень давно. Практика Русской Православной Церкви в этом вопросе не имеет отличий от других православных Церквей. И сегодня, как и в древности, к лику святых причисляется тот подвижник, который исповедовал в чистоте и неповрежденности Православную веру, явил добродетельное житие, почитается церковным народом и по молитвам к которому Господь при жизни и после смерти являет чудеса.
— Ведется ли работа по составлению нового списка на канонизацию?
— Практика нашей Церкви такова, что предварительных списков по этому вопросу не составляется, а изучаются материалы, поступающие в Комиссию по канонизации святых от правящих архиереев. В основном это мученики и исповедники, пострадавшие за Христа в XX веке. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил всех миру явленных и не явленных мучеников и исповедников Российских. К тому времени был изучен подвиг 1097 человек. Собор принял решение продолжать исследования о пострадавших за Христа в XX веке. Имена вновь выявленных мучеников и исповедников включаются в состав уже прославленного собора новомучеников и исповедников Российских по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых.
— Одним из критериев для канонизации является жизнь того или иного человека. Есть ли в наше время люди, которые своей жизнью смогут, допустим, через сто лет удостоиться канонизации?
— Безусловно, да. На нынешних праведниках и мир держится.
— Известно, что у вас были добрые отношения с отцом Александром Менем. Но до сих пор многие обвиняют отца Александра в экуменизме. Каково ваше отношение к таким обвинениям?
— Протоиерей Александр Мень был моим клириком. Что касается вашего вопроса, то мне неизвестно, чтобы экуменические отношения отца Александра выходили за рамки тех взаимоотношений Русской Православной Церкви, которые она имела в то время с неправославными христианами. В те годы духовенство Московской епархии усердно совершало свое служение в приходах. Что касается отца Александра Меня, то он вел широкую миссионерскую деятельность в советском обществе, проявляя при этом мужество и пастырскую ревность. И этим он заслужил добрую память.
— Какое количество святых чтит Русская Православная Церковь?
— В месяцеслов Русской православной церкви внесены святые первого тысячелетия. С принятием Русью христианства началось их почитание на русской земле. За тысячелетнюю историю бытия Русской Православной Церкви святым житием просияло множество подвижников, которые почитаются общецерковно либо в одной из ее епархий (это местночтимые святые, их имена в календарь не вносятся). Согласно православной традиции, святые, прославленные в одной из Поместных Церквей, почитаются таковыми и в остальных Церквях. Их имена также вносятся в календарь Русской Православной Церкви. В XX веке наша церковь явила тысячи святых мучеников и исповедников. Имена их только сейчас являет нам Господь, многие из них остаются еще безымянными. Именно поэтому прославлены они как «миру явленные и не явленные, но ведомые Богу». Потому количество святых точно подсчитать нельзя.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru