Русская линия
Corriere della SeraСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 02.04.2002 

Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла

— Ваше Высокопреосвященство, как складываются отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами после решения последней учредить в России собственные епархии?
— Решение Ватикана о создании на канонической территории Русской Православной Церкви централизованной системы управления, параллельной действующим структурам нашей Церкви, отбросило официальные отношения со Святым Престолом намного назад. По сути, речь идёт не об административных преобразованиях, а о создании плацдарма для разворачивания миссионерской деятельности внутри страны, которая приняла Святое Крещение более тысячи лет назад. Ясно, что подобные действия не могут восприниматься иначе, чем в контексте прозелитической практики, совершенно недопустимой между Церквами. Тот факт, что официальный диалог приостановлен, вовсе не означает отказа Русской Православной Церкви от конструктивного взаимодействия с католиками. К счастью, у нас добрые дружеские отношения со многими епархиями, монастырями, приходами, учебными заведениями, благотворительными организациями и верующими Римско-католической Церкви. Эти отношения мы намерены продолжать и впредь в уверенности, что нынешние испытания не могут коснуться главного: взаимного уважения и доверия, возникших за годы сотрудничества.
— По-Вашему, приблизилась или отодвинулась возможность визита Папы в Россию?
— Перспектива визита Папы Римского в Москву, как представляется, выглядит сейчас ещё более неопределенной, чем до принятия Ватиканом решения о создании в России четырёх епархий. Наш взгляд на этот визит остается неизменным: Русская Православная Церковь готова к встречам и переговорам на любом уровне, если эти встречи и переговоры приведут к реальному улучшению межцерковных отношений, к уврачеванию существующих ран, к благу для церковного народа. Проблемы прозелитизма и унии, о которых мы говорим как о наиболее острых в диалоге православных и католиков, являются для Русской Церкви не абстрактными и политическими, для нас это боль и страдание многих чад Православной Церкви, и именно поэтому Священноначалие нашей Церкви неоднократно призывало Святой Престол к обсуждению и решению стоящих проблем. В то же время главным в подобном диалоге должно быть действительное желание Ватикана преодолеть существующие разногласия, а не создавать новые. Пока такого желания не просматривается, а в этих условиях есть риск превратить поездку Папы в Россию в мероприятие, которое не оправдает возлагающихся на него надежд.
— Как, по-Вашему, Ваше Высокопреосвященство, стоит проблема религиозной свободы в сегодняшней России? Существует ли полная свобода для всех вероисповеданий, и в первую очередь христианских, хотя и с уважением Православия, как исторически первенствующей конфессии, или же, как утверждается на Западе, имеет место дискриминация в отношении других конфессий, в данном случае в отношении католичества?
— Наше время поистине уникально. Сегодня, может быть, впервые за много столетий, мы живем в ситуации действительной свободы совести. Ушли в прошлое как практика гонений и воинствующего атеизма, так и практика государственной церковности, предполагавшая использование сил и средств Церкви для обслуживания государственных интересов. Мы живем в государстве, не связывающем себя с какими-либо религиозными обязательствами, однако принцип светскости государства не должен восприниматься как радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа. Этот принцип подразумевает лишь известное разграничение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их в дела друг друга. В этом отношении ситуация в России имеет положительную динамику. Религиозные организации свободны в определении норм своей внутренней жизни, в осуществлении пастырской, благотворительной и иной деятельности.
В то же время следует отметить, что несомненное равенство всех конфессий перед законом не упраздняет различий в их вкладе в историческую судьбу России, поэтому не следует отказывать обществу в праве на приоритетное социальное партнерство с традиционными конфессиями. Две трети россиян неразрывно связаны с Православием либо через свой религиозный выбор, либо посредством укорененности в русской православной культуре, не только по факту рождения и воспитания в православной среде, но и просто в силу духовно-исторического преемства от череды поколений наших православных предков. Иными словами. Православная Церковь является святыней большинства населения России, и, участвуя в выборах руководства страны на разных уровнях, православные христиане вправе надеяться, что их религиозный выбор и право жить с соответствии с этим выбором встретят понимание власти и будут защищаться властью. В этом нет ничего противоречащего принципу свободы совести. Признание особой, культурообразующей роли Православия в формировании духовного облика нашего народа, в становлении российской государственности, на мой взгляд, ни в коем случае не может быть названо дискриминацией иных христианских конфессий, тем более католической, в течение последнего десятилетия увеличившей число своих приходов в России более чем в 10 раз, что едва ли возможно в условиях дискриминации, причем большинство этих приходов открыто в регионах, традиционно известных как православных. Более того, признание особой роли Православия является свидетельством того, что религиозная мотивация человеческой деятельности встречает сегодня уважительное отношение общества. В общественном сознании, которому вообще свойственна некая инертность, наступил своего рода перелом, и сегодня мы можем говорить о постепенном изживании стереотипов атеистического прошлого, когда человек религиозный считался человеком неполноценным.
— В России, помимо христианства, активен и распространен ислам. Каковы отношения между православием и мусульманством в наши дни, особенно в свете активизировавшегося в мире мусульманского фундаментализма, в том числе, как показывает Чечня, и в России?
— Русская Православная Церковь относится к последователям Ислама с неизменным уважением. На территории России Православие и Ислам сосуществуют уже около тысячи лет. За этот долгий срок Ислам стал неотъемлемой частью российского общества, оказав немалое влияние на его развитие. В годы атеистических гонений на религию православные и мусульмане нередко помогали друг другу пережить тяжелые времена.
Межрелигиозное сотрудничество, основы которого были заложены в годы воинствующего атеизма, выдержало испытание временем, и сейчас наши религии сохраняют и приумножают накопленный веками опыт взаимопонимания и сотрудничества. Все основные традиционные религиозные организации России сотрудничают в рамках Межрелигиозного совета России, созданного в 1998 году. Эта структура является видимым свидетельством плодотворного межрелигиозного диалога в нашей стране и позволяет более эффективно координировать усилия традиционных религиозных лидеров в деле оздоровления нравственного климата и борьбе с деструктивными проявлениями в современном обществе.
Реалии современной жизни постоянно проверяют на прочность согласие между религиями нашей страны. Нередко сознательно нагнетается напряженность в этой сфере, предпринимаются попытки столкнуть ведущие религии. Чеченский конфликт не нарушил мира между православными и мусульманами нашей страны, и сейчас, когда антитеррористическая операция подходит к концу и в Чечне восстанавливается мирное устройство, жизненно необходимо активизировать христиано-мусульманский диалог в этом регионе. Хотелось бы надеяться, что народ этой многострадальной республики наконец обретет возможность мирно и спокойно жить на своей земле.
— Миру современности присущ процесс секуляризации, отличающейся от воинствующего атеизма коммунистического типа или от неоязычества нацистского типа. Этот процесс не только не враждебен христианству, поскольку исходит из ценностей последнего, но и породил гражданско-светскую культуру. Какова ситуация в России с этой точки зрения? Каковы здесь отношения между религиозной и светской культурой?
— Не думаю, что секуляризация такое уж безобидное явление по отношению к христианству. Действительно, ее мягкие либеральные формы не предполагают физического уничтожения христиан, разрушения храмов и изоляции Церкви от общественной жизни, как это было в коммунистических или нацистских государствах. Однако в результате секуляризации, по разным причинам, целые области человеческой деятельности оказываются оторванными от христианства. В политике, экономике, культуре появляются собственные правила и нормы, противоположные христианским заповедям. Так, для светской культуры становится приемлемой практика абортов, наркомания, гомосексуальные «браки» и т. д. В этом светская культура обнаруживает свою враждебность христианству.
Развитие процесса секуляризации в России имеет свои особенности, обусловленные своеобразием национальной истории. В самом основании российской светской культуры находится наследие дореволюционного периода ХУШ-ХХ веков. Подобно западным странам, многие выдающиеся российские деятели искали вдохновение в политических, экономических, естественно-научных подходах в отрыве от христианского вероучения. Непродолжительное время представители этого течения были у власти с февраля по октябрь 1917 года. Второй пласт российской светской культуры образовался в советское время. Его основная установка — исключение религии из жизни общества как «ложного» мировоззрения любыми средствами.
После крушения советского строя роль религии в российском обществе изменилась, религиозные организации получили возможность принимать активное участие в созидании общественной жизни. За последние десять лет во взаимоотношениях Церкви и секулярной общественности четко проявились подходы, восходящие к вышеотмеченным историческим пластам секуляризации. Из небытия возникли общества воинствующего атеизма, с новой силой зазвучали крайние либеральные требования свести роль религии в обществе до уровня частной жизни. Сегодня представители тех и других взглядов занимают ответственные посты в органах власти, экономических и общественных структурах. Поэтому, несмотря на видимое благополучие Церкви в России, она продолжает выдерживать большие и малые битвы за отстаивание своих взглядов в духовной и общественной жизни России в диалоге со светской общественностью.
— Как Вы, Ваше Высокопреосвященство, смотрите на израильско-палестинский конфликт? В каком направлении возможно и желательно его разрешение?
— За последнее десятилетие стороны конфликта добились значительных успехов в урегулировании своих разногласий. Наметились реальные перспективы исполнения существующих резолюций Совета Безопасности ООН по образованию двух государств — Израиля и Палестины. В 90-е годы у Палестины появились собственные органы власти в рамках автономного статуса. Казалось, не за горами было провозглашение полной независимости арабского государства. Однако здание израильско-арабского диалога, созданное на основе многочисленных компромиссов и уступок с обеих сторон, опять начало рушиться под ударами как арабских, так и израильских радикалов.
Сегодня на Ближнем Востоке вновь раскручивается спираль взаимной ненависти и вражды. Израиль захлестнула волна террористических актов, в которых гибнут мирные жители. Насилие вызывает волну ответного насилия. Перспективы арабо-израильского согласия снова отодвинуты на неопределенный срок. И даже в этих сложных условиях Русская Православная Церковь считает, что единственным выходом из сложившейся обстановки является возобновление переговоров. Наша заинтересованность в мирном и справедливом разрешении конфликта усилена не только страшными цифрами жертв терактов и военных операций, но и заботой о судьбе святых для христиан мест, заботой о христианах, живущих в Святой Земле.
Неоднократно наша Церковь вступала в контакт с конфликтующими сторонами, стремясь содействовать мирному решению проблем. В пользу поддержания переговорного процесса не раз высказывался Святейший Патриарх Алексий II во время встреч с главой Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом и представителями государственной власти Израиля. Кроме того. Русская Духовная Миссия в Святой Земле поддерживает постоянный рабочий контакт с обеими сторонами, вовлеченными в конфликт, внося свой посильный вклад в дело примирения еврейского и арабского населения. И в будущем наша Церковь намерена прилагать все возможные усилия для содействия достижению прочного мира на Ближнем Востоке.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru