Православные священники нашли дьявола. Это католик
Саратов стал административным центром недавно образованной католической епархии. Страсти по этому поводу в православной среде все больше накаляются. Резкое заявление по поводу действий католиков сделал архиепископ Саратовский и Вольский Александр. Влиятельный священник, настоятель старейшего в Саратове Свято-Троицкого собора отец Василий Стрелков неустанно доказывает общественности неприемлемость для здешних мест католицизма и прочей «ереси». Батюшки из глубинки еще более категоричны. — В религиозной России должен быть только один хозяин — православная церковь, — заявляет настоятель Свято-Андреевского храма в городе Марксе отец Василий Деев. — Католики не имеют права открывать здесь епархии. Не может быть, чтобы православная церковь не могла самостоятельно противостоять угрозе, которая кажется ей столь серьезной. Однако проще пожаловаться на «происки врагов» представителям светской власти. Чиновники же рады помочь жалобщикам, благо «специалист по религии» имеется в каждом районе. В администрации того же города Маркса мне, например, объяснили, что выселение немцев-католиков с Волги правильнее именовать «интернированием», «обычной практикой международных отношений», а создание католической епархии — «экспансией». Моя попытка напомнить, что изначально Маркс назывался Екатеринштадтом, был столицей поволжских немцев, входил в Тираспольскую епархию, кафедральный собор которой располагался в Саратове, закончилась встречным вопросом: «Вы патриот России или кто?» В общем, мне дали понять, что родину я люблю неправильно. Обсуждение религиозной ситуации на заседании Общественной палаты области вылилось в апофеоз патриотизма. «Руководство католической церкви не имеет права распространять епархии на каноническую территорию действия РПЦ. Это политический заказ и идеологическая агрессия», — заявил председатель Общественной палаты Сергей Наумов, занимающийся воспитанием молодых душ на посту ректора Академии госслужбы. …Католический собор святых апостолов Петра и Павла на церковь в нашем представлении не похож — модернистская архитектура, современное освещение и электронное оборудование. Собор рассчитан на 200 человек. Но во время мессы в будний вечер я насчитала 17 прихожан. Тут бросается в глаза открытость и доброжелательность священников, их грамотная, хоть и не без акцента, речь. — Мы не соперники для православия, — считает настоятель собора святых апостолов Петра и Павла отец Майкл. — Настоящую экспансию католицизма осуществил Сталин, который выслал тысячи немцев в Сибирь, Коми и другие традиционно некатолические области. Теперь там строятся наши храмы, я часто туда езжу. В Саратовской области католичество представлено тремя приходами. Это менее тысячи человек. Паству окормляют три священника и епископ Клеменс Пиккель. Все они иностранцы и даже плохо говорят по-русски, так как пасторов регулярно заменяют. Им приходится через каждые три месяца продлевать визу; епископ Клеменс долго и безуспешно пытается оформить российское гражданство. В общем, они огорошены российским приемом, но в уныние не впадают. — В основном наш приход составляют немцы, поляки, прибалты и армяне, — говорит викарный священник отец Маркус. — Мы вообще не рассчитываем на русских. Но бывает, что они к нам приходят. Это те, кто был когда-то крещен в православии, но после никогда не был в церкви и ничего не знает о вере. Можно сказать, крещеные атеисты. И мы относимся к ним как к атеистам. Не будем мы загонять в православный храм силой человека, который хочет стать католиком! Опрошенные мною православные священники уверяют, что их паства к католикам не уходит. И в то же время признают, что отдельные граждане все-таки перебегают — по наущению дьявола. Однако, попытавшись выяснить, почему саратовцы выбирают костел, и проведя по этому поводу небольшой опрос в храмах, я поняла, что католичество сегодня модно. К примеру, среди прихожан мне встретилась дама, которая посещает все имеющиеся в Саратове храмы христианских и нехристианских конфессий, воплощая таким образом «идею духовного саморазвития». Для молодежи посещать праздничные службы сначала в католическом, а через неделю в православном храме стало вообще обычным делом, особенно в райцентрах, где развлечений мало. Но большинство все-таки ищут здесь то, чего не могут получить в православном храме. — Я была крещена в православии, но в церковь ходила редко, — рассказывает музейный работник Нина Павловна. — Родители мужа были католиками, мы всегда отмечали с ними религиозные праздники, но сами ничего не знали. Когда они умерли, мы с супругом (а нам уже за 50) решили сами прийти к католичеству. Здесь нас не шпыняют, над нами не смеются, если что-то делаем не так; если чего-то не умеем — научат. В православной церкви нам не разъясняли даже смысла молитв на старославянском языке. Здесь нам преподают катехизис и рассказывают о жизни Христа. Настоятель находится в храме даже ночью, и прийти к нему можно в любое время. Здесь приятная обстановка, все прихожане знают друг друга. Ради этого мы дважды в неделю приезжаем в Саратов из Энгельса. — Свой выбор я сделала еще в университете, — рассказывает экономист Наталья. — Мои однокашницы принципиально изучали только западную философию и считали себя католичками. В этом было много позерства. Но мы все-таки были западницами, главным образом потому, что хотели принадлежать к свободному миру. Сейчас, по прошествии времени, могу сказать: мне нравится история католицизма. Нравится, что в католицизме много орденов, конгрегаций — это настоящее творчество! Одни католики ухаживают за больными, другие помогают бедным, третьи собирают книги — это активное делание, живая связь с миром. Католическая церковь говорит с государством на равных. Здесь глубоко разработанная теология. Мне интересно с католиками: они, мне кажется, больше думают, трудятся, интереснее верят. В православном же храме, где на тебя шипят злые старухи, я ощущаю… нет, не единение, а «всемство» вместо соборности. «Я» там нет — есть только «мы"… Другой католический прихожанин, пожелавший остаться неизвестным, рассказал мне, что пришел к вере в зрелом возрасте. Перечитал много сочинений святых отцов. Но два года посещения православного храма оттолкнули его от православия. Подкосила последняя проповедь, в которой батюшка одним махом обвинил всю современную молодежь в пьянстве, Папу в посягательстве на Украину, а прессу — в продажности. И тогда мой собеседник пришел в костёл… Неадекватная реакция РПЦ на события сегодняшней жизни отталкивает интеллигенцию, считают католические прихожане. Забавный и печальный случай произошел в одной из деревень Марксовского района, где нет ни православного, ни католического прихода. Верующие много лет молились в одном доме. Недавнее заявление священного Синода по поводу «экспансии католиков» рассорило их насмерть. Через несколько дней, правда, односельчане помирились и молятся теперь в разных углах комнаты. Полагаю, совершенно неважно, римские или российские «врачи» будут лечить наше тяжко больное общество. Главное, чтобы лекари не нарушали своих заповедей и не устраивали дележку подведомственных душ. А поделить их, увы, то и дело пытаются — по этноконфессиональному признаку или по историческому принципу, вычленяя «канонические территории». Если следовать этой логике, та же Саратовская область является канонической территорией не православных и не католиков, а мусульман, поскольку раньше всех здесь поселились татары. Ссылки на историю и традицию в данном случае — всего лишь оправдание лени и инертности мышления. Куда острее проблемы конкуренции духовных пастырей, их острый дефицит. Это заметно хотя бы по тому, что современное общество до крайности ожесточено и отнюдь не продвигается по пути великодушия и терпимости. …До революции на главной улице Саратова в сотне метров друг от друга стояли три кафедральных собора — православный, лютеранский и католический. Теперь ни одного. Саратов