Русская линия
Комсомольская правда Л. Моисеева,
О. Мусафирова,
Александр Гамов
18.04.2002 

Ватикан собирается захватить Россию?

По стране разъезжают сотни миссионеров из Европы, которые, как утверждают деятели Русской православной церкви, тайно обращают детей и подростков в католичество
Недавно Ватикан принял решение преобразовать действовавшие до последнего времени в России апостольские администратуры Римско-католической церкви в епархии. Предполагается, что они войдут в единую церковную провинцию, которую возглавит в качестве митрополита архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
Это решение вызвало большое беспокойство в Русской православной церкви, а политики заговорили о том, что России грозит экспансия католицизма.
Ситуацию усугубил и разгоревшийся в США скандал, о котором мы писали в предыдущем номере «КП», — в связи с обвинениями в развращении несовершеннолетних, предъявленными многим видным католическим священнослужителям в этой стране. Хотя, конечно, ставить знак равенства между склонностью к педофилии и принадлежностью к католической церкви было бы нелепо.
Так угрожает ли России католицизм?
Зампредседателя отдела внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин:
Католики хотят «поживиться» нашими душами!
Начиная с 1990-х годов Ватикан потратил огромные средства на то, чтобы в нашей стране развивалось католическое миссионерство. Итог мизерный. Одни представители Римско-католической церкви утверждают, что в России более миллиона католиков, другие настаивают на 600 тысячах. Но мы считаем, что реально практикующих католиков у нас не больше ста тысяч.
Католическая церковь в свое время вроде бы признала нашу церковь равной себе и отказалась от обращения православных в католичество. Тем не менее католические священники по всей стране создают детские приюты, проникают в лечебные и образовательные учреждения.
В школе N 84 Волгограда католические миссионеры ведут пастырскую работу с детьми, большая часть которых крещена в православной церкви. Детдом «Радуга» в Петропавловске-Камчатском постоянно посещает католическая монахиня, которая учит воспитанников молиться. А в Москве в детском медцентре мальчиков и девочек наставляет католический священник.
В большинстве случаев миссионеры (их несколько сотен, в основном иностранные граждане) действуют тайно, дети, подростки, молодежь ограждаются от православных священнослужителей.
Я не думаю, что католическая миссия в России в дальнейшем будет иметь какой-то успех. А опасность в том, что подобные действия могут на десятилетия, если не навсегда, лишить православную и католическую церкви возможности сотрудничества.
Печалит и то, что католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич стал католическим «митрополитом в Москве». Это то же самое, как если бы мы сейчас назначили альтернативного папу: вот, мол, тот ненастоящий, а наш — настоящий.
И если говорить о возможной встрече Святейшего Патриарха и Папы Римского, то это не должно быть шоу перед телекамерами, которое бы лишь создавало иллюзию открытости и сотрудничества. Контакт на высшем уровне станет возможен только после того, как будут урегулированы все межцерковные проблемы, когда католики перестанут считать нас «христианами второго сорта» и «скупать наши души».
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России, канцлер курии в Москве отец Игорь Ковалевский:
Мы не крадем души православных
Преобразование администратур в епархии — нормальный канонический процесс. Реально ничего нового в стратегию и тактику нашей пастырской работы он не вносит. Цель этого шага — нормализация деятельности Римско-католической церкви здесь, в России. Мы как были религиозным меньшинством, так и останемся.
Субъектом нашего канонического права являются только католики, так что раздел России на четыре епархии относится только к ним. Митрополита Тадеуша Кондрусевича нельзя считать главой всех русских, российских католиков, реальной юридической власти над другими епископами у него нет. Он наделен лишь определенными полномочиями. Глава всех католиков — епископ Рима Папа Римский, поэтому митрополит Тадеуш Кондрусевич — это не аналог Патриарха Московского и всея Руси.
Россия не является для Римско-католической церкви миссионерской страной. Я не могу себе представить, чтобы католический священник проводил в школе уроки религиоведения — церковь в России отделена от государства. Что касается преподавания религии в культурологическом ее аспекте, в этом я ничего предосудительного не вижу.
Создание приютов — одна из многих форм нашей благотворительности, которая направлена на нуждающихся, а не на католиков. Это никак не связано с переманиванием неверующих, а тем более уже исповедующих определенную религию, в лоно католической церкви.
Большинство сотрудников благотворительной организации «Каритас» в Москве не являются католиками, и никто не заставляет их переходить в католическую церковь. То же самое касается наших учебных заведений, например, колледжа философии, теологии и истории в Москве.
Мне известны случаи, когда наши монахи и монахини занимаются детьми из трудных семей, сиротами и крестят их в православной церкви, а потом водят на катехизацию в православные приходы.
Я думаю, со временем недоразумения развеются и отношения между нашими церквами опять войдут в нормальное русло.
Из истории вопроса
Православие — католицизм: пять основных отличий
Главные различия касаются трактовки Троицы. Обе церкви считают, что Бог един и в то же время триедин. Он проявляется в трех лицах или ипостасях. Однако в то время как православие признает, что Дух Святой — одна из ипостасей Троицы, исходит от Бога Отца, католицизм еще в раннем средневековье сделал добавление: и от Сына.
В 1870 году католицизм принял добавление о примате Папы в христианском мире, о его верховенстве, а также о его безошибочности в вопросах веры и морали, чего, разумеется, православная церковь не признает.
Православное духовенство делится на «белое» (которое может вступать в брак) и «черное», не вступающее в брак. А в католицизме все духовенство монашествующее, поскольку дает обет безбрачия.
В православии во время литургии хор поет без музыкального сопровождения. В католицизме же со времен средневековья пение сопровождается звучанием органа, а сегодня используются и другие музыкальные инструменты, в том числе и эстрадные.
Православные крестятся сверху вниз и справа налево тремя перстами — в знак почитания троичности Бога: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Католики крестятся сверху вниз, слева направо пятью перстами — в знак воспоминания о пяти язвах Христовых, которые он получил, когда был схвачен и затем распят на кресте.
Председатель Союза православных граждан России, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин ЛЕБЕДЕВ:
То, что делают посланцы Папы, похоже на оккупацию
Решение Ватикана об учреждении русской католической церкви, «параллельной» каноническим структурам Московской патриархии, похоже на план оккупации. Ведь, по сути, речь идет о создании на территории России государственных структур другой страны, которой является Ватикан. Союз православных граждан будет противодействовать духовной экспансии католицизма. Это наше право.
Но мы не собираемся прибегать к методам, которые применяли и применяют наши оппоненты. Я имею в виду разгром греко-католиками (католиками, использующими православные обряды) нескольких православных епархий на западе Украины, насильственный захват православных храмов, применение при этом слезоточивого газа и резиновых дубинок, массовые избиения православных священников и мирян. Те, кто такое вытворял, имеют тесные контакты с националистическими экстремистами из УНА-УНСО.
По всем этим фактам нет ни одного уголовного дела. Никто не наказан, ни один храм не возвращен, мало того — не дают строить новые. Участники и вдохновители погромов занимают на Украине важные государственные посты. А католическая церковь, по призыву и во имя которой развязан террор, в России пытается предстать в качестве мирного посланца «цивилизованного человечества».
Расширение миссии Римско-католической церкви беспокоит еще и потому, что оно происходит на фоне явного давления Запада на Россию, когда возникают новые угрозы для российской государственности. Под предлогом борьбы с терроризмом американские военные обживают территории СНГ, намереваются расположиться вдоль наших южных границ. В прозападной отечественной журналистике «вдруг» вспоминают идеи Бжезинского, призывающего — якобы для нашего же блага — к расчленению России. Есть неоспоримые свидетельства того, что США не оставили планов «международного освоения Сибири» и расчленения в этих целях России на несколько «республик».
В таких условиях решение Римско-католической церкви воспринимается как очередная попытка создания в нашей стране «пятой колонны», тем более что мы знаем уже, как проявил себя Ватикан в отношении РПЦ на Украине. Поэтому считаю, что вопрос регистрации католических структур в России должен быть обусловлен отношением к правам православных верующих на Украине.
Пора объявить бойкот тем политическим силам, которые пренебрегают позицией православных граждан. На Украине это прежде всего блок Виктора Ющенко, в списке которого прямые противники православия, виновные в массовом терроре против канонической церкви, представители «Киевского патриархата», через структуры которого проводилась вербовка украинских граждан в «горячие точки» СНГ, в том числе в Чечню. В России это те, кто выступает за воссоздание структуры тоталитарной эпохи — «совета по делам религий», кто нарушает права православных граждан в области образования и информации.
Политические силы, которые приветствуют экспансию Ватикана, пытаются дискредитировать Русскую православную церковь. Однако наша церковь выдержала беспрецедентный натиск в ушедшем веке. Выдержит и теперь.
Звонок из Киева
Униатские священники благословляли карателей из дивизии СС «Галичина»
Представители Греко-католической (униатской) церкви на Украине говорят, что сегодня они лишь «восстанавливают историческую справедливость». Хотя ореол мучеников и жертв сталинских репрессий, у которых некогда отняли святыни, весьма сомнителен.
В годы войны униатские священники благословляли карателей из дивизии СС «Галичина», из униатов состояли и сформированные в Галиции батальоны типа «Нахтигаль». Они с крестом и оружием в руках боролись против собственного народа — в то время, когда православная церковь проявляла истинный патриотизм.
И преследовали униатов после освобождения от фашизма не как исповедников веры, а прежде всего как пособников нацистов.
Василий Анисимов, руководитель пресс-службы Украинской православной церкви.
Заключение эксперта
Россияне идут в костел, потому что в церкви — черствые батюшки
Католической экспансии бояться не надо, ее нет. До 1917 года в России действовало около 300 католических приходов. К 1940 году их осталось всего два. Получив возможность свободно действовать, католики начали восстанавливать свои структуры. Сейчас у них более 250 приходов.
Кто сегодня идет в костел и почему? Прежде всего интеллектуальная элита, которую не устраивает ортодоксальная позиция Русской православной церкви. Много врачей, студентов. Они признаются, что, посещая костел, получают ответы на многие жизненные вопросы. А в православной церкви зачастую встречаются с невежеством батюшек, с их черствостью.
У католиков и православных много общего. Самое главное — у них одинаковая Библия, прежде всего Новый завет. И католикам, и православным надо искать точки соприкосновения, а не точки размежевания.
Фридрих Овсиенко, зам. завкафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор.
Особое мнение
Бог у нас един. И Богоматерь одна. Так чего шумим, христиане?
Я родился и вырос в православной белорусской семье, крещен в православной вере и хожу в православную церковь (хоть и не так часто, как хотелось бы).
Но так получилось, что несколько лет я провел в католической Польше. Помню, когда мы ехали впервые по улицам Варшавы, моя 7-летняя дочь увидела своих ровесников-католиков, спешивших к первому причастию. Мальчики — в строгих костюмчиках с бабочками, девочки — в нарядных невестиных платьях…
«Папа, я хочу быть с ними!» — потребовала дочь. Я начал объяснять, что это невозможно: «Они — католики, ты — православная…» «А чем мы отличаемся?» — спросила дочь.
Каюсь: внятного ответа я тогда ей дать не сумел. Не рассказывать же ребенку многовековую историю раскола между двумя ветвями единой христианской веры. А если переходить на конкретику типа: «Они признают Папу Римского наместником Бога на Земле, а мы нет» или «Они крестятся слева направо, а мы справа налево», и вовсе нелепость получается.
Бог у нас един, и Богоматерь — одна. Все остальное — частности. Так стоит ли из-за них воевать?!
Возможно, я великий грешник, но я молился и в православных, и в католических храмах и не чувствовал себя виноватым. Главное ведь заключается не в антураже, а в тебе самом, в том, с какими мыслями ты пришел в храм Божий…
Убежден, что по большому счету православным и католикам действительно нечего делить. Более того, им необходимо объединиться, и как можно скорее — перед лицом мусульманского фанатизма, который сегодня реально угрожает христианской цивилизации. И чем скорее это поймут церковные иерархи, тем будет лучше всем нам.
Виктор Шуткевич, православный.
Когда верстался номер
Алексий II готов встретиться с Папой Римским
Как передали вчера информагентства, Алексий II не исключает возможности встречи с Папой Римским: «Но это должна быть встреча, которая реально разрешит… многолетние проблемы». А последние решения Ватикана Патриарх прокомментировал так: «В России появилась централизованная структура католической церкви, масштабы которой никак не соответствуют реальным нуждам католиков».
Виктор Алкснис предлагает запретить епархии католиков
Вчера в Госдуме РФ должны были обсуждать проект обращения к Президенту России в связи с деятельностью Римско-католической церкви на территории России. Инициатор проекта депутат Виктор Алкснис заявил, что он не выступает за запрет католических приходов, а требует лишь приостановить регистрацию епархий и запретить их деятельность. На момент подписания номера в печать депутаты еще не приступали к обсуждению этого документа.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика