По стране разъезжают сотни миссионеров из Европы, которые, как утверждают деятели Русской православной церкви, тайно обращают детей и подростков в католичество Недавно Ватикан принял решение преобразовать действовавшие до последнего времени в России апостольские администратуры Римско-католической церкви в епархии. Предполагается, что они войдут в единую церковную провинцию, которую возглавит в качестве митрополита архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Это решение вызвало большое беспокойство в Русской православной церкви, а политики заговорили о том, что России грозит экспансия католицизма. Ситуацию усугубил и разгоревшийся в США скандал, о котором мы писали в предыдущем номере «КП», — в связи с обвинениями в развращении несовершеннолетних, предъявленными многим видным католическим священнослужителям в этой стране. Хотя, конечно, ставить знак равенства между склонностью к педофилии и принадлежностью к католической церкви было бы нелепо. Так угрожает ли России католицизм? Зампредседателя отдела внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин: Католики хотят «поживиться» нашими душами! Начиная с 1990-х годов Ватикан потратил огромные средства на то, чтобы в нашей стране развивалось католическое миссионерство. Итог мизерный. Одни представители Римско-католической церкви утверждают, что в России более миллиона католиков, другие настаивают на 600 тысячах. Но мы считаем, что реально практикующих католиков у нас не больше ста тысяч. Католическая церковь в свое время вроде бы признала нашу церковь равной себе и отказалась от обращения православных в католичество. Тем не менее католические священники по всей стране создают детские приюты, проникают в лечебные и образовательные учреждения. В школе N 84 Волгограда католические миссионеры ведут пастырскую работу с детьми, большая часть которых крещена в православной церкви. Детдом «Радуга» в Петропавловске-Камчатском постоянно посещает католическая монахиня, которая учит воспитанников молиться. А в Москве в детском медцентре мальчиков и девочек наставляет католический священник. В большинстве случаев миссионеры (их несколько сотен, в основном иностранные граждане) действуют тайно, дети, подростки, молодежь ограждаются от православных священнослужителей. Я не думаю, что католическая миссия в России в дальнейшем будет иметь какой-то успех. А опасность в том, что подобные действия могут на десятилетия, если не навсегда, лишить православную и католическую церкви возможности сотрудничества. Печалит и то, что католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич стал католическим «митрополитом в Москве». Это то же самое, как если бы мы сейчас назначили альтернативного папу: вот, мол, тот ненастоящий, а наш — настоящий. И если говорить о возможной встрече Святейшего Патриарха и Папы Римского, то это не должно быть шоу перед телекамерами, которое бы лишь создавало иллюзию открытости и сотрудничества. Контакт на высшем уровне станет возможен только после того, как будут урегулированы все межцерковные проблемы, когда католики перестанут считать нас «христианами второго сорта» и «скупать наши души». Генеральный секретарь Конференции католических епископов России, канцлер курии в Москве отец Игорь Ковалевский: Мы не крадем души православных Преобразование администратур в епархии — нормальный канонический процесс. Реально ничего нового в стратегию и тактику нашей пастырской работы он не вносит. Цель этого шага — нормализация деятельности Римско-католической церкви здесь, в России. Мы как были религиозным меньшинством, так и останемся. Субъектом нашего канонического права являются только католики, так что раздел России на четыре епархии относится только к ним. Митрополита Тадеуша Кондрусевича нельзя считать главой всех русских, российских католиков, реальной юридической власти над другими епископами у него нет. Он наделен лишь определенными полномочиями. Глава всех католиков — епископ Рима Папа Римский, поэтому митрополит Тадеуш Кондрусевич — это не аналог Патриарха Московского и всея Руси. Россия не является для Римско-католической церкви миссионерской страной. Я не могу себе представить, чтобы католический священник проводил в школе уроки религиоведения — церковь в России отделена от государства. Что касается преподавания религии в культурологическом ее аспекте, в этом я ничего предосудительного не вижу. Создание приютов — одна из многих форм нашей благотворительности, которая направлена на нуждающихся, а не на католиков. Это никак не связано с переманиванием неверующих, а тем более уже исповедующих определенную религию, в лоно католической церкви. Большинство сотрудников благотворительной организации «Каритас» в Москве не являются католиками, и никто не заставляет их переходить в католическую церковь. То же самое касается наших учебных заведений, например, колледжа философии, теологии и истории в Москве. Мне известны случаи, когда наши монахи и монахини занимаются детьми из трудных семей, сиротами и крестят их в православной церкви, а потом водят на катехизацию в православные приходы. Я думаю, со временем недоразумения развеются и отношения между нашими церквами опять войдут в нормальное русло. Из истории вопроса Православие — католицизм: пять основных отличий Главные различия касаются трактовки Троицы. Обе церкви считают, что Бог един и в то же время триедин. Он проявляется в трех лицах или ипостасях. Однако в то время как православие признает, что Дух Святой — одна из ипостасей Троицы, исходит от Бога Отца, католицизм еще в раннем средневековье сделал добавление: и от Сына. В 1870 году католицизм принял добавление о примате Папы в христианском мире, о его верховенстве, а также о его безошибочности в вопросах веры и морали, чего, разумеется, православная церковь не признает. Православное духовенство делится на «белое» (которое может вступать в брак) и «черное», не вступающее в брак. А в католицизме все духовенство монашествующее, поскольку дает обет безбрачия. В православии во время литургии хор поет без музыкального сопровождения. В католицизме же со времен средневековья пение сопровождается звучанием органа, а сегодня используются и другие музыкальные инструменты, в том числе и эстрадные. Православные крестятся сверху вниз и справа налево тремя перстами — в знак почитания троичности Бога: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Католики крестятся сверху вниз, слева направо пятью перстами — в знак воспоминания о пяти язвах Христовых, которые он получил, когда был схвачен и затем распят на кресте. Председатель Союза православных граждан России, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин ЛЕБЕДЕВ: То, что делают посланцы Папы, похоже на оккупацию Решение Ватикана об учреждении русской католической церкви, «параллельной» каноническим структурам Московской патриархии, похоже на план оккупации. Ведь, по сути, речь идет о создании на территории России государственных структур другой страны, которой является Ватикан. Союз православных граждан будет противодействовать духовной экспансии католицизма. Это наше право. Но мы не собираемся прибегать к методам, которые применяли и применяют наши оппоненты. Я имею в виду разгром греко-католиками (католиками, использующими православные обряды) нескольких православных епархий на западе Украины, насильственный захват православных храмов, применение при этом слезоточивого газа и резиновых дубинок, массовые избиения православных священников и мирян. Те, кто такое вытворял, имеют тесные контакты с националистическими экстремистами из УНА-УНСО. По всем этим фактам нет ни одного уголовного дела. Никто не наказан, ни один храм не возвращен, мало того — не дают строить новые. Участники и вдохновители погромов занимают на Украине важные государственные посты. А католическая церковь, по призыву и во имя которой развязан террор, в России пытается предстать в качестве мирного посланца «цивилизованного человечества». Расширение миссии Римско-католической церкви беспокоит еще и потому, что оно происходит на фоне явного давления Запада на Россию, когда возникают новые угрозы для российской государственности. Под предлогом борьбы с терроризмом американские военные обживают территории СНГ, намереваются расположиться вдоль наших южных границ. В прозападной отечественной журналистике «вдруг» вспоминают идеи Бжезинского, призывающего — якобы для нашего же блага — к расчленению России. Есть неоспоримые свидетельства того, что США не оставили планов «международного освоения Сибири» и расчленения в этих целях России на несколько «республик». В таких условиях решение Римско-католической церкви воспринимается как очередная попытка создания в нашей стране «пятой колонны», тем более что мы знаем уже, как проявил себя Ватикан в отношении РПЦ на Украине. Поэтому считаю, что вопрос регистрации католических структур в России должен быть обусловлен отношением к правам православных верующих на Украине. Пора объявить бойкот тем политическим силам, которые пренебрегают позицией православных граждан. На Украине это прежде всего блок Виктора Ющенко, в списке которого прямые противники православия, виновные в массовом терроре против канонической церкви, представители «Киевского патриархата», через структуры которого проводилась вербовка украинских граждан в «горячие точки» СНГ, в том числе в Чечню. В России это те, кто выступает за воссоздание структуры тоталитарной эпохи — «совета по делам религий», кто нарушает права православных граждан в области образования и информации. Политические силы, которые приветствуют экспансию Ватикана, пытаются дискредитировать Русскую православную церковь. Однако наша церковь выдержала беспрецедентный натиск в ушедшем веке. Выдержит и теперь. Звонок из Киева Униатские священники благословляли карателей из дивизии СС «Галичина» Представители Греко-католической (униатской) церкви на Украине говорят, что сегодня они лишь «восстанавливают историческую справедливость». Хотя ореол мучеников и жертв сталинских репрессий, у которых некогда отняли святыни, весьма сомнителен. В годы войны униатские священники благословляли карателей из дивизии СС «Галичина», из униатов состояли и сформированные в Галиции батальоны типа «Нахтигаль». Они с крестом и оружием в руках боролись против собственного народа — в то время, когда православная церковь проявляла истинный патриотизм. И преследовали униатов после освобождения от фашизма не как исповедников веры, а прежде всего как пособников нацистов. Василий Анисимов, руководитель пресс-службы Украинской православной церкви. Заключение эксперта Россияне идут в костел, потому что в церкви — черствые батюшки Католической экспансии бояться не надо, ее нет. До 1917 года в России действовало около 300 католических приходов. К 1940 году их осталось всего два. Получив возможность свободно действовать, католики начали восстанавливать свои структуры. Сейчас у них более 250 приходов. Кто сегодня идет в костел и почему? Прежде всего интеллектуальная элита, которую не устраивает ортодоксальная позиция Русской православной церкви. Много врачей, студентов. Они признаются, что, посещая костел, получают ответы на многие жизненные вопросы. А в православной церкви зачастую встречаются с невежеством батюшек, с их черствостью. У католиков и православных много общего. Самое главное — у них одинаковая Библия, прежде всего Новый завет. И католикам, и православным надо искать точки соприкосновения, а не точки размежевания. Фридрих Овсиенко, зам. завкафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор. Особое мнение Бог у нас един. И Богоматерь одна. Так чего шумим, христиане? Я родился и вырос в православной белорусской семье, крещен в православной вере и хожу в православную церковь (хоть и не так часто, как хотелось бы). Но так получилось, что несколько лет я провел в католической Польше. Помню, когда мы ехали впервые по улицам Варшавы, моя 7-летняя дочь увидела своих ровесников-католиков, спешивших к первому причастию. Мальчики — в строгих костюмчиках с бабочками, девочки — в нарядных невестиных платьях… «Папа, я хочу быть с ними!» — потребовала дочь. Я начал объяснять, что это невозможно: «Они — католики, ты — православная…» «А чем мы отличаемся?» — спросила дочь. Каюсь: внятного ответа я тогда ей дать не сумел. Не рассказывать же ребенку многовековую историю раскола между двумя ветвями единой христианской веры. А если переходить на конкретику типа: «Они признают Папу Римского наместником Бога на Земле, а мы нет» или «Они крестятся слева направо, а мы справа налево», и вовсе нелепость получается. Бог у нас един, и Богоматерь — одна. Все остальное — частности. Так стоит ли из-за них воевать?! Возможно, я великий грешник, но я молился и в православных, и в католических храмах и не чувствовал себя виноватым. Главное ведь заключается не в антураже, а в тебе самом, в том, с какими мыслями ты пришел в храм Божий… Убежден, что по большому счету православным и католикам действительно нечего делить. Более того, им необходимо объединиться, и как можно скорее — перед лицом мусульманского фанатизма, который сегодня реально угрожает христианской цивилизации. И чем скорее это поймут церковные иерархи, тем будет лучше всем нам. Виктор Шуткевич, православный. Когда верстался номер Алексий II готов встретиться с Папой Римским Как передали вчера информагентства, Алексий II не исключает возможности встречи с Папой Римским: «Но это должна быть встреча, которая реально разрешит… многолетние проблемы». А последние решения Ватикана Патриарх прокомментировал так: «В России появилась централизованная структура католической церкви, масштабы которой никак не соответствуют реальным нуждам католиков». Виктор Алкснис предлагает запретить епархии католиков Вчера в Госдуме РФ должны были обсуждать проект обращения к Президенту России в связи с деятельностью Римско-католической церкви на территории России. Инициатор проекта депутат Виктор Алкснис заявил, что он не выступает за запрет католических приходов, а требует лишь приостановить регистрацию епархий и запретить их деятельность. На момент подписания номера в печать депутаты еще не приступали к обсуждению этого документа.