Читателям «Труда» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
— Ваше Высокопреосвященство, допускаете ли вы появление в России политических партий христианско-демократического направления, поддерживаемых Русской православной церковью? А. Стрелков (Москва) — Христианско-демократические партии в России уже существуют. В Основах социальной концепции Русской православной церкви изложено ее отношение к такого рода политическим организациям. Церковь отказалась иметь свою партию, хотя очень многие приглашали нас сделать это. Уверен, что глубочайшим заблуждением и роковой ошибкой было бы отождествлять Церковь с какой-то конкретной политической силой, ведь в таком случае она становится врагом для других. Представьте себе, подходит человек к храму и задает себе вопрос: а стоит ли мне заходить сюда? Встретят меня в храме политические сторонники или противники? Если бы у Церкви появилась собственная политическая партия, это означало бы, что Церковь вступила в политическую борьбу, и тогда все разговоры о политическом нейтралитете оказались бы блефом. Поэтому Церковь заявляет, что у нее нет и не будет своей политической партии. Она открыта для всех людей вне зависимости от их взглядов и убеждений. — Почему в Православии почти нет молодых людей, а в протестантских и католических общинах их количество постоянно растет? С. Красавина (Волгоградская область) — По-моему, вы руководствуетесь впечатлениями десятилетней давности. Совершенно не согласен, что в Православии почти нет молодежи. В храмах я постоянно вижу молодые лица. За последние годы их количество во много раз увеличилось. У нас имеется несколько православных вузов, работают православные гимназии и школы, издаются церковные журналы для молодых. Действуют Синодальный отдел по делам молодежи, который организует походы, летние лагеря, конференции. В прошлом году состоялся Второй съезд православной молодежи. Однако Церковь на этом не останавливается: мы ищем новые методы работы с юным поколением, и молодежь к нам приходит. Могу судить хотя бы по сотрудникам Отдела внешних церковных связей — он сейчас активно пополняется людьми, средний возраст которых 25 лет. Большинство их окончило светские вузы, а затем и духовные учебные заведения. — Как относится Русская православная церковь к остальным религиям в России? Поддерживает ли она их свободную регистрацию? А. Бондарь (Республика Коми) — Не отвергая равноправия религий перед законом, оставляя государству юридическое оформление их статуса, наша Церковь полагает, что народ как главный субъект власти имеет право на избирательную поддержку отдельных религиозных организаций, и требовать, чтобы силы, предпринимающие противозаконные и безнравственные действия, были остановлены. Что касается традиционных для России нехристианских религий — ислама, иудаизма, буддизма, а также устоявшихся христианских конфессий, то у нас имеется с ними сотрудничество в религиозно-общественных делах. Наше взаимодействие постоянно осуществляется в рамках Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ. — В последнее время появилось много торговцев, продающих церковную утварь не при храмах, не в каких-то специальных магазинчиках, а прямо с рук. Скажите, имеет ли эта продукция отношение к Церкви и как последняя относится к подобной торговле? В. Шилин (Иркутская область) — Чаще всего с рук торгуют предметами, которые производятся в частных мастерских, в кооперативах, которые не имеют никакого отношения к Церкви. Как к этому относиться? Лично я испытываю сожаление. У Церкви очень мало источников дохода, и продажа церковной утвари, которая раньше была монополией Церкви, приносила какой-то доход. Сегодня такой монополии не существует. Кто-то скажет, что это нормальная ситуация при рыночных отношениях. Тем не менее, я хотел бы напомнить православным людям, что, покупая свечу в храме, они тем самым приносят жертву в Церковь, а, покупая свечи у станции метро, они лишь платят торговцу, потому что неизвестно, кто эти свечи продает и куда пойдет выручка. Решить проблему могут только сами верующие люди: если приобретение той или иной церковной утвари будет для них связано с идеей материальной поддержки Церкви, тогда уличная торговля церковными предметами исчезнет сама собой.