В Азербайджане началась негласная антирелигиозная кампания
Верующим девушкам-мусульманкам пытаются запретить приходить на занятия в школы и вузы в наглухо повязанных платках, юношам — отращивать бороду в знак принадлежности к мусульманской религии. Еще недавно эмансипированные бакинки жалостливо вздыхали, глядя на своих соплеменниц из Южного (Иранского) Азербайджана, которых после исламской революции 1979 года обрекли на поголовное ношение чадры. Однако сегодня вполне светский Баку также запестрел головными платками и разноцветными кусками материи, в которые плотно укутаны девушки и женщины-мусульманки. Количество тех, кто неукоснительно соблюдает религиозные обряды, совершает намаз и считает зазорным ходить простоволосой, растет в республике в геометрической прогрессии. Плодятся и женские учебные заведения, где девочек обучают основам шариата, арабскому языку, учат читать и понимать суры Корана. Причем большинство обращается к религии добровольно, без принуждения со стороны взрослых. Знаю немало бакинских семей, где на этой почве происходят разлады и конфликты. Родители — вполне эмансипированные люди, воспитанные в традициях атеизма, а дочка проводит день в молитвах и чтении Корана. Настоящий религиозный бум — в апшеронских селах и деревнях, окружающих Баку. В Нардаране или Маштагах в школу без наглухо повязанного платка не отпускают даже девчушек-первоклашек. Светские власти страны решились напомнить согражданам, что религия в Азербайджане все-таки отделена от государства. Что интересно, одним из первых это сделал министр юстиции Турции Хикмет Сами Тюрк во время официального визита в Азербайджан. Побывав в Бакинском государственном университете, он призвал руководство республики по примеру Турции запретить посещать занятия в вузах девушкам с покрытой головой. (Кстати, именно поэтому немало религиозных турчанок предпочитают учиться в Баку и других мусульманских республиках СНГ, где правила не столь жесткие.) Вслед за ним с подобным призывом выступили министр образования Азербайджана и мэр Баку. Во время открытия новой средней школы в селении Нардаран они объявили жителям, что в стране с нового учебного года девушки с покрытыми головами и юноши с бородами к занятиям допускаться не будут. Людей это настолько взбудоражило, что социальных волнений в поселке удалось избежать, лишь отправив в отставку главу местной исполнительной власти. В высших учебных заведениях пока действуют более дипломатично. Со студентками-мусульманками ведутся доверительные беседы, им настоятельно советуют «прекратить публичную демонстрацию своей религиозности». Вновь созданный Центр по защите свободы совести и вероисповедания оповестил об «антирелигиозном давлении» международные правозащитные организации и зарубежные диппредставительства. Представители Центра даже сопровождают студенток на занятия. А оппозиционное Объединение проазербайджанских сил приняло заявление, в котором в резких тонах осудило факты «преследования людей за их внешний облик». Прокомментировать ситуацию я попросила председателя Госкомитета по работе с религиозными организациями Рафика Алиева. — Не надо путать платок с чадрой, — говорит известный ученый-исламовед. — Платок — это просто головной убор, он не отражает принадлежность к религии. Считаю, что личное дело девушки приходить в институт в платке или без него. Хотя министерство образования и ректораты вузов также вправе устанавливать единые правила внутреннего распорядка, в том числе касающиеся внешнего вида студентов. В любом случае обсуждать подобную тему в международных правозащитных организациях и иностранных посольствах вряд ли уместно. Действительно, проблема не в головных уборах. Власти Азербайджана опасаются усиления радикальных течений ислама и вспышек религиозного экстремизма в республике. Опасность — реальна. Но при чем здесь косынка или борода? Баку