Седмицa.Ru | Л. Щенникова, Н. Исаева | 11.12.2006 |
В 1357 году икону перенесли из деревянной церкви Спаса в каменную церковь Знамения на той же Ильинской улице. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед иконой. В 1611 году из церкви Знамения были выброшены шведы, пытавшиеся ее ограбить.
* * *
10 декабря — праздник явленных в разные годы икон Божией Матери «Знамение»: Курской Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царско-Сельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753)и именуемой «Корчемная» (XVIII).
Л. А. Щенникова, Н. Н. Исаева
Абалакская икона Божией Матери «Знамение»
Статья из I тома «Православной энциклопедии»
Особой службы Абалакской иконе «Знамение» нет. Празднование совершается в день иконы Божией Матери «Знамение» — 27 ноября (10 декабря). Но тропарь в честь Абалакской иконы «Знамение» отличается от тропаря праздника иконы «Знамение»: вместо слов «Мир Граду Твоему даруй» поется: «Мир молящимся Тебе даруй». Архиепископ Корнилий в память о прекращении дождей по молитве Абалакской иконе «Знамение» учредил в 1666 г. ежегодный крестный ход из Абалака в Тобольск, совпадавший с днем празднования (8 июля) древней сибирской святыни — чудотворной Казанской иконы (Тобольской) в кафедральном соборе. Икона оставалась в городе до 20 июля, ставшего вторым днем празднования иконе, позже прекратившегося, т. к. оно приходилось на время совершения крестного хода.
Абалакская икона Божией Матери «Знамение» не сохранилась. Она представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской, дополненный образами святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0 на 22,5 см, размер рамы 108 на 80 см. В XVII—XIX вв. с Абалакской иконы «Знамение» в Сибири было сделано много списков, которые почитались как чудотворные.
Абалакская икона «Знамение» Семипалатинская — один из самых почитаемых списков с Абалакской иконы «Знамение», вероятно исполненный в 1-й пол. XVII в. тем же самым иконописцем в меру и подобие оригинала; этот список отпускали в сибирские города и уезды на поклонение вместо подлинной иконы.
В 1712 г. список Абалакской иконы «Знамение» был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, который отслужили на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки, остановился, дойдя до г. Семипалатинска. Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор был захвачен обновленцами, уже тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора в 1919 г. сведений об иконе нет.
Абалакская икона «Знамение» из Красноярского Знаменского скита, икона из местного ряда иконостаса Знаменского скита (Красноярский краеведческий музей. Инв. N ЖИ-1295) — наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887—1889 гг. в Екатеринбурге. Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе 10-х гг. XX в. «Знамение» Божией Матери с видом Знаменского скита, выполненной «(Тща)нием ме (щанина)… Мельникова… (получивш)аго избавлен (ие) (от не) мочи» (Красноярский краеведческий музей. Инв. N ЖИ-1302).
Литература: Записки к Сибирской истории // Древняя Российская Вивлиофика. М., 1788. Т. 3. С. 157−159; Абалакская чудотворная икона Богоматери. Тобольск, 1836 (и послед. изд.); Березин З. Абалацкий монастырь и чудотворная икона Знамение Божией Матери. Казань, 1848; Сказание о иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою. М., 1849; Новые благодатные явления от Абалацкой иконы Божией Матери. Омск, 1879; Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою и о важнейших копиях с нея, с изображением иконы Абалацкой Божией Матери. 6-е изд. Тобольск, 1888; Алексинский Д., свящ. Краткое сказение о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о чудотворной копии с нея, находящихся в г. Семипалатинске и о святом ключе. Семипалатинск, 1900; Соловьев А. Святая икона Божией Матери, именуемая Абалацкою. Ея список находится в Семипалатинском Знаменском соборе. Сергиев Посад, 1909; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон / Под ред. Е. Поселянина. СПб., 1909. С. 735−739, 744−745; Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, что в селе Протопоповском, Тобольского округа. Томск, 1913; СККДР. СПб., 1992. Вып. 3. XVIII в. Ч. 1. С. 317−318; Юрьевский А. Редкий памятник сибирской духовной письменности первой половины XVII века // Тобольские А.А. 1902.? 24. N. 447−464; Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. Новосибирск, 1973. С. 139−140; Пивоваров Б. Небесной покровительнице Сибири // ЖМП. 1991. N 7. С. 35; Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999.
Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь
Статья из I тома «Православная энциклопедия»
В 1783 г. по ходатайству епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) (с 1792 архиепископ) ради чудотворной иконы Божией Матери в Абалацком селении был устроен третьеклассный мужской монастырь, куда перевели монахов из закрытого третьеклассного Богоявленского Невьянского мужского монастыря (Тобольской епархии), существовавшего с 1621 г. Первым настоятелем Абалакского монастыря был назначен эконом тобольского архиерейского дома игумен Маргарит, под руководством которого ранее при Софийском соборе Тобольска был построен архиерейский дом и колокольня. В 1797 г. монастырю определили денежное содержание 1560 р. 2 к. в год, кроме того, обители принадлежали земельные угодья и рыбные ловли. В 1854—1855 гг. при архимандрите Антонии в Абалакском монастыре был построен архиерейский корпус, гостиницы для паломников, «зимний» Никольский храм перестроили, главный его престол освятили во имя Святой Троицы, южный придел — во имя святителя Николая Чудотворца. В 1885—1887 гг., при игумене Мемноне, состоялось новое переустройство и переосвящение храмов обители: «зимний» Троицкий (бывший Никольский) храм стал Знаменским, а «летний» — Троицким. С середины XVIII в. все храмы Абалакского монастыря украшались богатыми резными иконостасами, а также (снаружи и внутри) настенной масляной живописью.
Иконостас Знаменского храма обители был написан в 1820 г. тобольским живописцем И. Плениным. В иконографической программе росписи интерьера Знаменского собора, обновленной в начале 20-х гг. XIX в., отражена идея распространения и утверждения Православия в Сибири — на стенах храма представлены изображе-ния святителей Стефана Пермского, Иннокентия (Кульчицкого), праведного Симеона Верхотурского.
В 1893 г. в Абалакском монастыре было введено общежитие, определением Святейшего Синода в 1902 г. монастырь перевели из 3-го класса во 2-й с архимандритским правлением. До 1900 г. в обители проживало не более 15 человек братии. В 1900 г. в монастырь с целью исправления иноческой жизни был назначен новый настоятель — бывший ризничий Валаамского монастыря иеромонах Антонин, с ним приехали 57 валаамских иноков, прежняя, «ослабевшая», братия Абалакского монастыря была расселена по сибирским монастырям. С этого времени в Абалакском монастыре был принят строгий устав Саровской пустыни, монастырская жизнь оживилась. В ведении Абалакского монастыря состоял приписной к нему скит во имя архистратига Михаила, открытый в селе Михайловском в 1902 г. В скиту существовал древний чин пения двенадцати псалмов, женщины в скит не допускались. По сведениям за 1908−1910 гг., в Абалакскм монастыре находились школа для детей хантов, селькупов, ненцев и татар с обучением столярному, токарному, слесарному, портняжному и сапожному делу, мережному вязанию и изготовлению кирпичей, больница для братии, бесплатная лечебница и гостиница для богомольцев.
В 1921 г. указом святителя Тихона, Патриарха Московского, настоятелем монастыря был назначен архимандрит Аркадий (Гусев). За сопротивление изъятию церковных ценностей в 1923 г. его арестовали и осудили вместе с братией. С 1923 г. до закрытия монастыря 19 авг. 1924 г. обязанности настоятеля исполнял игумен Пахомий (Шкамерга). В 1925 г. прошел ряд показательных судебных процессов над абалакскими иноками. 10 мая 1925 г. часть обители была передана группе обновленцев во главе со священником П. Д. Соколовым. С февраля по август 1927 г. на территории монастыря содержался под стражей священномученик Петр (Полянский). В 30-х гг. XX в. был закрыт и обновленческий приход. На территории монастыря размещались школа-интернат, дом престарелых, хозяйственные учреждения, в алтаре Троицкого храма была устроена кузница, а в самом храме — гараж. В 1989 г. обитель с разрушенными храмами и монастырскими постройками была возвращена Тобольской епархии Русской Православной Церкви, ее священноархимандритом стал епископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин). К 2000 г. под началом наместника Абалакского монастыря игумена Зосимы (Горшунова) (с августа 1998), духовника Тобольско-Тюменской епархии, в монастыре проживало 2 игумена, 3 иеромонаха и 1 иеродиакон. Богослужения совершаются в храме преподобной Марии Египетской, находящемся в здании монастырской колокольни; восстанавливаются Знаменский храм и братские корпуса обители. Главные престольные праздники обители: икон Божией Матери «Знамение» (Новгородской) — 27 ноября (10 декабря) и Абалакской — 20 июля.
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=39 272&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)