В воскресенье для православных завершилась первая неделя Великого поста. А у католиков сегодня начинается его последняя неделя. Церковные календари существенно разошлись. Еще более разошлись позиции Русской православной церкви и Папского престола после решения Ватикана о повышении статуса католических приходов в России. Церковный конфликт стал политической проблемой. «Известия» попросили оценить происходящее митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира и главу католической миссии в России митрополита Тадеуша Кондрусевича. — Почему вместо существовавших с 1991 года администратур именно сейчас были созданы епархии? — Приходит время, когда ребенок вырастает. Всего в мире 2500 католических епархий и только 9 администратур, которые всегда считаются явлением временным. — А если РПЦ захочет назначить своих епископов и митрополитов в Италии? — Я — за. Можете быть уверены, что в Риме никто ничего не скажет. В 1991 году Константинопольский патриарх назначил своего митрополита в Италии. Мы даже предлагали отдать один из римских храмов в ведение РПЦ, но Московский патриархат отказался. Идут миграционные процессы, и русские, которых становится все больше за рубежом, нуждаются в церковном окормлении. — Что реально изменится после повышения апостольских администратур до ранга епархий? — Ничего. Изменится лишь официальный статус. — Вы ожидали, что структурные изменения вызовут такой сильный резонанс? — Ожидали, но не столь, конечно, сильный. — Почему руководство Русской православной церкви не было уведомлено о предстоящем телемосте с Ватиканом? — А почему надо было уведомлять?! Когда в Россию была привезена из Италии частичка мощей св. Николая, я об этом заранее ничего не знал — меня представители РПЦ ни о чем не предупредили. Практики взаимных извещений о подобных акциях не было. Кроме того, мы рассматривали телемост прежде всего как совместное богослужение, общую молитву — но о таких вещах не ставят в известность заранее. Кстати говоря, о предстоящем проведении телемоста было публично объявлено еще в декабре 2001 года. Да и не первый это мост: в 1999 году в связи с рукоположением одного из католических клириков в Санкт-Петербурге папа уже общался с российскими католиками при помощи телевидения, и тогда это не вызвало никаких возражений со стороны РПЦ. А вот об учреждении в России епархии католическая церковь, конечно, известила Московский патриархат. — Но это не было сделано своевременно… — А что значит «своевременно»? Между нашими церквами нет договоров, которые регулировали бы вопрос «своевременного извещения». Папский нунций просил представителя патриархата о встрече 4 февраля — его не приняли, 5-го опять не приняли, только 6-го ему удалось встретиться и передать сообщение его святейшества. — Вам не кажется, что столь важное сообщение все же могло быть сделано заранее — например, на встрече представителей церквей в Ассизи, когда там побывала делегация Московского патриархата во главе с митрополитом Питиримом? — Эта делегация участвовала в совместном молении, но с папой римским не встречалась. Беда в том, что мы вообще редко встречаемся. В последние три года официальных визитов не было — нарушилась наметившаяся в начале 90-х тенденция встречаться представителям двух церквей хотя бы дважды в год. Когда началось вмешательство НАТО в Югославии, представители РПЦ посчитали, что для очередной встречи «не время». Она так и не состоялась. А в начале февраля, после выражения патриархатом недовольства учреждением католических епархий в России, РПЦ уведомила нас о нежелательности приезда представителя Святого престола в Москву. — Верно ли, что Русская православная церковь испытывает трудности с регистрацией своих приходов в Европе из-за противодействия католической церкви? — Если такие трудности есть, о чем я не имею достоверной информации, я об этом сожалею. Я выступаю за то, чтобы такие приходы были зарегистрированы. Но не могу не заметить в этой связи, что главам апостольских администратур в Саратове и Иркутске местные власти до сих пор не позволяют зарегистрироваться в качестве епископов. Причина якобы в том, что они не граждане России. Но их назначили руководить епархиями не потому, что так захотели в Ватикане, — на то были объективные причины: среди католических клириков в России просто нет кандидатов, удовлетворяющих формальным требованиям к рукоположению в сан епископа (возраст, стаж и другие). — Как вы относитесь к идее введения в российских вузах факультетов теологии, а в школах — религиозных дисциплин? — Во многих университетах мира существуют богословские факультеты. Применительно к российским — они должны отражать все религиозные направления, традиционно представленные в стране. Развиваться такие кафедры должны под омофором церкви. Где не государство определяет, кому и чему там должны учить, а церковь. — Ваше мнение о внесенном в Госдуму законопроекте «О традиционных религиях», где предлагается определить церкви, традиционные для России, и поддерживать их официально? — Я очень боюсь этого, я против какого бы то ни было разграничения. — Сейчас идут дебаты по созданию госструктуры — чуть ли не религиозного министерства… — Я хорошо помню, что означал в свое время комитет по делам религии. Я бы не хотел к этому возвращаться. Хотя с другой стороны — мы не имеем доступа к властным структурам. Патриарх регулярно встречается с президентом — я нет. Только на официальных мероприятиях удается пожать ему руку. Поэтому какой-то механизм для взаимодействия с властью для конфессиональных меньшинств должен быть. Мне не нужно встречаться с президентом так часто, как патриарху, у меня нет стольких проблем. Но за 11 лет не было ни одной встречи! На днях я написал письма с просьбой о встрече и президенту, и патриарху, и митрополиту Кириллу. — Вы говорите, что «церкви по природе являются миссионерскими, но это не значит, что мы должны переманивать души». В чем тогда, по-вашему, заключается миссионерство? — Мы не рассматриваем Россию как миссионерскую страну. Здесь православие с тысячелетней историей. Другая проблема — прозелитизм, «душехватство». Но православная церковь имеет те же средства для спасения душ, что и мы, те же семь таинств. По-моему, лучше пусть человек будет православным, чем бегающим из храма в храм. Случаев перехода из православия в католицизм единицы. Другое дело — человек некрещеный, он не принадлежит никому. — Возможен ли визит папы и что для этого нужно? — Чтобы визит состоялся, нужно приглашение главы государства и главы местной католической церкви. Папу на протяжении последних десяти лет приглашали Горбачев, Ельцин. Путин подтверждал актуальность их приглашений. Но папа хочет мира и не делает этого из уважения к РПЦ. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: Новый крестовый поход Ватикана — Почему взаимоотношения между «Церквами-сестрами» острее и напряженнее, чем, скажем, между православными и мусульманами? — У православных и мусульман разная вера — мы по-разному представляем себе вечность Божию. Но обе религии проповедуют нравственные добродетели: милосердие и справедливость. Это — основа для сотрудничества и содружества в земных делах. Православные и мусульмане искренни, их поступки не расходятся со словами и убеждениями. А католикам со времен средневековья и поныне свойственно стремление «проповедовать» Христово учение любви с помощью насилия. Скажите на милость: как относиться к «сестре», которая вламывается в твой дом с дубинкой? Избиения православных священников и мирян, поджоги, кордоны боевиков УНА-УНСО, не пускающие православных в отобранные храмы, — так были разгромлены три православные епархии на Западной Украине. Но папа Иоанн Павел II не желает даже на словах высказать осуждение этих действий. Латинские миссионеры в России говорят сладкие слова о «христианском единстве», о «Церквах-сестрах». Но, как вопрошает святой Апостол Иаков: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3, 11). Как сочетается католическая «сладость» в России с «горечью» на Украине? На протяжении всей российской истории римо-католицизм играл зловещую роль в судьбах нашего Отечества. Мы, может быть, и рады были бы покрыть прошлое забвением, да сам современный Рим постоянно напоминает нам уроки истории. — Папа изъявляет желание лично вручить патриарху чудотворную Казанскую икону Пресвятой Богородицы. Неужели даже ради этого патриарх не согласится на встречу с папой? — А вы представьте себе: вдруг Осама бен Ладен отыщет где-нибудь автограф Авраама Линкольна и пожелает преподнести такую реликвию лично президенту Бушу? Линкольн — национальный герой США, но для главы этого государства пожать руку «террористу N 1» значило бы надругаться над памятью жертв 11 сентября. Подобно этому даже ради возвращения великой православной святыни святейший патриарх не может переступить через страдания православных, ставших жертвами униатского насилия. А для того чтобы без всяких условий вернуть украденное законному владельцу, не обязательно быть папой римским, достаточно быть просто порядочным человеком. — Правомерны ли ссылки на то, что католики восстанавливают структуры, существовавшие в России до 1917 года? — Это фальсификация. Латинские структуры существовали в Российской империи — на территории нынешних Литвы и Польши. А собственно в России были единичные католические приходы, в основном для иностранцев. Но не в Сибири, не на Урале… Ватикан обладает гигантским влиянием в мире. И нужно быть наивным человеком, чтобы считать это государство дружественным нам. Учреждение латинских епархий есть создание в России структур иного государства без согласования с российским МИД. — Представители Ватикана утверждают, что Русской православной церкви предоставляются аналогичные возможности за рубежом, но эти предложения не принимаются? — О каких возможностях идет речь? Православным епархиям в Австрии, во Франции, в Аргентине и других государствах в регистрации отказано. Ватикан пытался провести «пиаровскую» акцию: предлагал передать в наше ведение униатский костел в Риме. И ради этой лицемерной «доброты» мы должны забыть о сотнях храмов, отнятых приспешниками Ватикана на Западной Украине? Нет, нам чужого не нужно. Православный храм в Риме будет построен на территории посольства России, считающейся российской землей. — Утверждение Ватиканом параллельных с Русской православной церковью структур можно расценивать как приглашение к конкурентной борьбе за души. Готовы ли вы к такой конкуренции? — Вы дали очень точное определение: приглашение к конкурентной борьбе за души. Причем часто — финансовой. Папа направляет на укрепление своих епархий в России около 500 миллионов долларов. Однако Христос призывал верных проповедовать Истину Божию, а не заключать сделки по покупке бессмертных человеческих душ. Наше оружие — не лесть и подкуп, а проповедь Истины Божией, которую только Православная церковь хранит в чистоте со времен Пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Мы веруем, что глава Православной церкви — сам Христос-Спаситель, а отнюдь не «земной бог» — папа. Россия не впервые подвергается латинской экспансии. Начавшиеся со времен святого благоверного князя Александра Невского попытки католиков подчинить себе душу русского народа продолжаются и поныне. Но это бесполезные попытки. Русский народ в течение тысячи лет исповедовал Святое Православие, оно вошло в самую глубину его души. А душа народа не продается. — Отношения с Ватиканом, с папой римским Иоанном Павлом II и отношение к самим католикам — это явления разного порядка? — Даже среди самих католиков мало кто знает, что в латинском «Догмате о папской непогрешимости» есть слова: «Если Папа увлечет за собою в ад миллионы душ, никто не вправе спросить его: Святой Отец, зачем ты это делаешь?» Папа — церковный диктатор, и его личность полностью определяет характер деятельности Ватикана. Например, папы Иоанн XXIII и Павел VI были очень добрыми и искренними людьми, при них диалог православных и католиков был плодотворным, а латинская экспансия в России была невозможна. А понтифик, взявший имя Иоанн Павел II, — не столько религиозный деятель, сколько скрывающийся под маской благостного старца жесткий и коварный политик антиправославного и антироссийского толка. А к самим католикам должно относиться по заповеди Христовой о любви ко всем людям, без различия вер и наций. — Есть ли у католиков и православных общие дела и проблемы? — Каждый должен прежде всего заниматься своим домом. Если родной сын умирает, а ты, оставив его, пытаешься навязать свою помощь соседу, то кто ты как не лицемер? Тем, кто верит в Спасителя нашего Иисуса Христа, должно прежде всего очищать свои страны от душепагубной нравственной порчи. Противостояние скверне — это и есть общая задача всех тех, кто считает себя христианами, и исполнять этот долг надобно в собственном доме, в собственной стране. — Есть ли перспективы разрешения конфликта? — Пока что папа Иоанн Павел II делает все от него зависящее для усугубления конфликта. Чем дальше он поведет Ватикан по такому пути, тем громче православные будут обличать латинские извращения веры Христовой, тем жарче будет воспламеняться негодование православного народа против незваных миссионеров. Может быть, его преемник окажется не столь агрессивным — время покажет.