В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» отмечается, в частности, что «любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры».Показательна в этом отношении просветительская деятельность председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: вот уже на протяжении многих лет он ведет открытый, ответственный диалог с телезрителями, читателями печатных изданий, пользователями Интернета по широкому кругу вопросов жизни Церкви. Характерно, что именно в диалоговой форме написал Владыка Кирилл книгу «Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь», которая только что вышла в свет (издательство «Даниловский благовестник»).Учитывая, что в почте нашей рубрики «Лампада» содержится немало вопросов, волнующих и верующих, и ищущих духовных опор, редакция обратилась к Владыке Кириллу с просьбой вступить в диалог и с представителями читательской аудитории «Труда» — видный церковный иерарх ответил на это любезным согласием. Поэтому, дорогие друзья, вы можете присылать в редакцию вопросы, адресованные Его Высокопреосвященству. А сегодня — первый диалог: на вопросы читателей «Труда» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ. Уважаемый Владыко! Как известно, Госкомстат России отказался включить в анкету переписи населения 2002 года графу о религиозной принадлежности граждан. Как Русская православная церковь комментирует это решение? А. Аношин (Санкт-Петербург). — Позиция Госкомстата не представляет для Церкви проблему. В нашей стране никогда не существовало религиозной статистики. Ее не было при государе императоре, ее не было при советской власти, ее нет и сейчас. Отсутствие такой статистики никак не сковывает нашу пастырскую активность. Мы имеем представление о примерном количестве верующих, а также о проценте людей, которые доверяют Церкви. Мы знаем о количестве людей, которые приходят в храм каждое воскресенье, по праздникам или один-два раза в жизни. В нашей стране проводятся независимые социологические исследования, поэтому Церковь и общество обладают соответствующими цифрами. Если государство считает, что в соответствии c Конституцией и принципом отделения Церкви от государства не следует проводить при переписи населения опрос относительно религиозной принадлежности, то у Церкви возражений нет. Бог в душе или Бог в храме? Я знаю людей умных, добрых, милосердных, честных, обладающих всеми христианскими добродетелями, которые не торопятся в Церковь. То есть они веруют в Бога, но считают, что обращаться к Нему можно без формул (молитв) и без похода в определенное место (церковь). Как вы считаете, соблюдение ритуалов и посещение храма обязательны для верующего человека? Л. Безродная, Московская область. — Задача Церкви — не делать людей просто «хорошими», а вводить их в иной, горний мир, учить жить по его законам, еще будучи в этом мире. Нравственное поведение является обязательным, но, если можно так сказать, побочным плодом этого духовного восхождения. Православные христиане убеждены, что в Церкви сохраняется вера, открытая людям Самим Господом. Человек, находящийся вне Церкви, обрекает себя на одинокий путь в поисках Бога, отстраняясь от Его откровения. Добрые дела или страдания, с православной точки зрения, сами по себе не способны привести человека к духовному совершенству и к вечной жизни. Человек вообще не способен этого достичь самостоятельно, без Бога, без Его благодати, подаваемой в Таинствах и богослужениях истинной Церкви. Владыко, как вы относитесь к православным сайтам типа «молебен он-лайн» и т. п. Г. Костенко, Ростовская область. — Отношусь хорошо, если, конечно, эти сайты действительно созданы храмами или монастырями. Важно, чтобы жертва на молебен или на поминовение доходила по назначению. Ведь если в ответ на эту жертву не совершается молитва, а средства идут нечестным людям — грех совершают не только эти люди, но и сам жертвователь. Прежде чем совершать пожертвование, совсем нелишне узнать, действительно ли сайт и счет принадлежат указанному храму или монастырю. То же касается и разного рода объявлений в газетах. А пользоваться «услугами индивидуальных священников» вообще не советую, поскольку среди таких много раскольников, самосвятов, лиц, лишенных сана или запрещенных в служении. Все их священнодействия безблагодатны, лишены какой-либо силы. Патриарх призвал государство вернуть часть земель монастырям. Каким образом это можно сделать по закону? Д. Полтавская, Костромская область. — Закон пока не позволяет передавать сельскохозяйственную землю в собственность, но возможно, по крайней мере, возвратить в пользование часть земель, принадлежавших Русской церкви до революции. Речь идет прежде всего о землях, которые необходимы для нормальной жизни монашеских обителей, для их самообеспечения, для того, чтобы они могли вести благотворительную деятельность: кормить голодных, помогать больным и сиротам. В нашей истории есть положительные примеры того, как монастыри использовали земельные угодья. Из древнерусских патериков мы знаем, что церковные земли часто кормили не только монахов, но также многочисленных паломников и крестьян. Сегодня земли, которые может обрабатывать монастырь, вполне разумно ему вернуть, особенно если учесть, что многие поля заброшены. Некоторые земли уже предоставлены монастырям. На них активно трудятся иноки, инокини и монастырские рабочие, возрождая лучшие традиции отечественного сельского хозяйства. В результате обители кормят тысячи неимущих граждан.