Русская линия
Московский комсомолец С. Самоделова16.02.2002 

Кто глава святого семейства
В русской иконописи Богородица была матерью-одиночкой

Кто бы мог подумать, что, изучая полотна художников разных эпох и культур, специалисты научатся делать точные психологические портреты изображенных на картинах людей. Профессор Института психологии РАН Владимир Дружинин проанализировал свыше полусотни семейных портретов и пришел к выводу: члены семьи расположены на холстах живописцев не абы как, а в строгом соответствии с их семейным статусом.
— Видите, Иосиф на картине Рембрандта «Святое семейство» расположен выше остальных членов семьи, — говорит профессор Дружинин. — Значит, он несет ответственность за семью. Но у него позиция подчиненная, потому что он изображен на заднем плане. Впереди главный член семьи — Иисус Христос в колыбели. Младенец ближе линейно — а значит и психологически — к матери, чем к отцу…
Рассматривая «Святое семейство» Рембрандта, я не могла припомнить подобного сюжета в русской иконописи.
— Да его и нет, — замечает Владимир Николаевич. — Можно найти многочисленные иконы с изображением Иисуса Христа, «матери-одиночки» Богородицы с младенцем. Бог Отец же всегда высоко и далеко, он занят другими, не семейными заботами.
Из стопки репродукций вытягиваю работу неизвестного художника первой половины XIX века «Портрет купеческой семьи». На переднем плане, в центре, изображены те, кто явно заправляет в семье — «большак» и «большуха». Возвышаются над остальными членами семьи кормильцы — старшие сыновья и зятья.
Отображение модели христианской русской аристократической семьи мы нашли на картине Ф. Толстого «Автопортрет с семьей». Доминирует в семье мать, ее фигура изображена в полный рост, она графически значительно выше остальных членов семьи. Активность матери подчеркнута тем, что она одета в яркое красное платье. Супруги отделены друг от друга в пространстве. Между ними — старшая дочь. «Между тем семья, изображенная на картине, представляет собой единую замкнутую группу, заметьте, взгляд жены обращен в сторону мужа».
Передо мной известная любому школьнику по учебнику истории картина Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Конфликтную ситуацию профессор Дружинин комментирует по-своему: «Картина подтверждает взаимоотношения отца и сына в православной семье: отец доминирует, сын значительно ближе к матери. Жестокость отцов по отношению к детям и вызывала „отдачу“ — бунт детей против родителя».
Символом советской эпохи, по мнению профессора, можно назвать небезызвестную композицию Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». «Видите, женщина ничуть не уступает мужчине в физической мощи и энтузиазме, — показывает на графическое изображение монумента Владимир Дружинин. — Сразу видно, советской женщине мужчина как помощник в работе не нужен. Стоит вспомнить, как на картине Дейнеки „На стройке новых цехов“ женщины ворочают тяжелые вагонетки. Мускулизация наших дам вкупе с революцией и войнами и привели к массовой безотцовщине». Перед нами лежит репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка». Отхвативший на уроке «неуд» малец встречает сочувствие лишь у собаки. Мать и старшая сестра, объединившись, смотрят на него с укором.
— Типичная ситуация, которая складывается в аномальной неполной семье, — объясняет Дружинин. — Отца нет, значит, нет образца для подражания и формирования ответственного мужского поведения.
Какова же современная российская семья? Может быть, стоит взглянуть на свои семейные фотографии. Психологи говорят, что перед объективами фотоаппаратов мы рассаживаемся отнюдь не произвольно. Одни на всех снимках обязательно втиснутся в самую середину, другие — примостятся внизу, хоть и выше всех ростом, а третьи — неизменно окажутся в стороне от остальных членов семьи.
Как знать, может быть, спустя пару веков, наши потомки будут по фотопортретам анализировать типы психологических отношений в наших семьях… То-то им уготовано загадок!

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика