Русская линия
Комсомольская правдаСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 20.02.2002 

Уроки духовности
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отвечает на вопросы читателей

Уважаемый Владыко! Кто такие старообрядцы и. как Вы, к ним относитесь?
Геннадий Николайчук.
Тюмень.
Во второй половине XVII века в Русской Церкви проводилась обширная работа по исправлению богослужебных книг и упорядочению богослужебных обрядов. В качестве образца была принята богослужебная практика греческой Церкви. Это вызвало протест у определенной части верующих, которые считали такие изменения ересью или даже богоотступничеством, и таким образом возник раскол, который именуют старообрядческим. Отколовшиеся от Церкви священнослужители и миряне, в свою очередь, не смогли сохранить единства, и дробление старообрядцев продолжилось.
Ошибка старообрядцев заключалась в том, что они предпочли меньшее большему, предпочли национальное литургическое предание преданию Вселенской Церкви. Определенные обрядовые различия всегда существовали и существуют по сей день в разных Поместных Церквах, сохраняющих свое вероучительное единство и находящихся в молитвенном общении друг с другом, по словам блаженного Августина: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь». Вопрос о старом или новом обряде не имеет принципиального значения и, во всяком случае, не может являться поводом к расколу в Церкви. В лоне Московской Патриархии существуют приходы, в которых богослужение совершается по старому обряду. Традиционно они носят название единоверческих.
Уважаемый Владыко! Я православная, а моя дочь собралась креститься в Католической Церкви, объясняя это тем, что туда можно приходить в любой одежде и сидя слушать проповеди. Мои возражения не принимает. Может быть, Вы, могли бы объяснить ей ее заблуждения?
Без подписи.
Прежде всего хотелось бы предостеречь вашу дочь от столь легкомысленного отношения к такому важному делу, как религиозная жизнь. С такой мотивацией религиозного выбора она едва ли станет хорошей католичкой. Ее намерение креститься в Католической Церкви продиктовано, как мне представляется, неким возрастным максимализмом и желанием «не быть, как все». Однако религиозный выбор предполагает серьезное изучение вероучения, богослужебной и молитвенной жизни той или иной конфессии. Соображения внешнего характера не могут иметь здесь значения.
Я думаю, что никто не осудит вашу дочь, если она будет слушать проповедь приходского священника в православном храме сидя. В православных храмах есть скамейки для людей, которые по тем или иным причинам не могут стоять за богослужением. Что же касается одежды, в которой можно посещать богослужения, то это вопрос личного вкуса и благоговения, которое приходит с опытом церковной жизни. Рано или поздно любой здравомыслящий человек приходит к пониманию того, что нехорошо приходить в храм — не важно, православный или католический, — в одежде, не соответствующей высокому молитвенному строю богослужения.
Вопросы Владыке, пожалуйста, шлите в «Комсомольскую правду» на имя ведущего рубрики «Уроки духовности». Все они будут подготовлены и переданы Его Высокопреосвященству.
Ведущий рубрики Николай Варсегов.
E-mail: warsegov@got.mmtel.ru

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика