«Корешки» и «вершки» собственно русского католицизма
Обосновывая свои действия, Ватикан и, в частности, Тадеуш Кондрусевич и прочие католические клирики постоянно ссылаются на то, что католицизм будто бы является «исторической религией России».В заявлении для печати Тадеуша Кондрусевича говорится, что «епархии были у католиков в России в XVIII веке до Екатерины II и при ней». Говорится о конкордате между Ватиканом и Россией, подписанном в 1847 году (но почему-то забывается о расторжении этого конкордата после польского бунта 60-х годов при Пие IX в царствование Александра II). Говорится о Владивостокской епархии в 20-х годах, существовавшей, правда, чисто номинально… Действительно, на историческом пространстве нашего государства в последние века обитало множество католиков: жители Царства Польского, Литвы, немцы, компактно проживавшие в Поволжье. Российское веротерпимое государство никак не препятствовало им в реализации их религиозных запросов (в том числе в организации епархиальных и других структур). Конечно, можно было бы говорить об исторической преемственности структур католической церкви, если бы нынешние границы Российской Федерации соответствовали границам Российской империи. Но разве Польша — это территория России? Разве Литва — не независимое государство? Разве в Поволжье со времен «кремлевского горца» у нас остались сколько-нибудь приметные компактные поселения немцев, исповедующих католицизм? Наконец: разве те костелы, которые веротерпимое наше Отечество разрешило и отчасти помогло строить польским бунтовщикам, сосланным в Сибирь, теперь окружены множеством потомков тех поляков-католиков? Нет, конечно. Ныне приводятся фантастические сведения о числе католиков на территории Российской Федерации. Еще несколько лет назад в официальных сообщениях для прессы называлась цифра: 50−60 тысяч человек. Зато для некоторых зарубежных СМИ давалась информация (либо Ватиканом, либо соответствующими структурами католической церкви в России) о том, что сейчас в России католиков будто бы миллион триста тысяч человек. Видимо, осознав, что очень трудно объяснить, как из 50 тысяч получилось 1 млн. 300 тысяч, в последнее время на своих пресс-конференциях Тадеуш Кондрусевич стал указывать цифру 600 тыс. человек. Тем не менее и этот рост за 5−6 лет в десять раз — нереалистичен: по данным Минюста РФ, на 1 января текущего года зарегистрировано 267 католических приходов. Поделим 600 000 на число приходов, получается в среднем свыше 2200 прихожан в каждом. Покажите мне, где в России такие католические приходы? Если же чуть окунуться в историю, можно понять, насколько это мифологично и каковы были действительные пределы распространения русского католицизма — не польского в границах Российского государства, не немецкого, не литовского, а собственно русского. Я хочу привести два документа. Один — резолюция свт. Филарета от 1857 года в связи с тогдашним прошением (или домогательством — это слово употреблял сам свт. Филарет) московских католиков об открытии кафедры католического богословия при Московском университете: «…Древняя столица, город священного венчания и помазания благочестивейших государей, средоточие чисто русского населения, хранилище древней святыни, ради пользы Церкви и государства требует попечения об охранении здесь в полной силе русского и православного населения и предосторожности против ненужного усиления разнородности и разноверия. Римско-католики всех сословий, живущие в Москве, составляют 578 душ мужского пола. Из сего нетрудно вывести заключение, как мало дадут они студентов университету. И, следственно, как мало здесь нужды в богословской кафедре по догматам римской церкви». По этой резолюции Святейший Правительствующий Синод счел неудобным ввести преподавание в Московском университете Закона Божия Римско-католической церкви. Итак, обращаю внимание на цифру: 578 мужчин римско-католиков на вторую российскую столицу в 1857 году. Другое свидетельство относится к годам начала русской смуты, к началу ХХ столетия, когда с падением Российского государства возникли идеи активной прозелитической деятельности римского католицизма (при Временном правительстве Керенского). В книге П. Николаева «Восточный вопрос» о численности русских католиков к началу ХХ столетия сообщается: «Что касается числа католиков России этой предвоенной и предреволюционной эпохи, то нелегко его определить. Единственное, что можно сказать, — что было сотни две сознательных католиков, не считая тех, которые переходили в католичество в разных местах империи, побуждаемые к этому внешними причинами, чаще всего вступлением в брак с католиками». Итак, «сотни две» русских католиков латинского обряда на начало ХХ столетия. Таковы «исторические корешки» римского католицизма в России. Еще немного обратимся к истории, но уже в другом ракурсе. Полезно вспомнить, как Римско-католическая церковь встретила Октябрьский переворот. Потому что сейчас, при формировании епархиальных структур в России Ватикан часто ссылается на то, как, дескать, пострадали католики при советской власти, и что теперь они просто восстанавливают историческую справедливость. Приведу слова немецкого доминиканца Бауэра: «Большевизм умерщвляет священников, оскверняет храмы и святыни, разрушает монастыри, но не в этом ли как раз заключается религиозная миссия безрелигиозного большевизма, что он обрекает на исчезновение носителей схизматической (в его терминологии — Православной. — М.К.) мысли? Делает, так сказать, „чистый стол“ и этим дает возможность духовному воссозиданию». Вот уж действительно толкование промысла Божия, сопряжение его с деятельностью тамбовского ЧК — это проявление христианской любви в ее ватиканской интерпретации. Не секрет, что каждый раз при возникновении катаклизмов и нестроений в истории русского государства Ватикан пытался использовать такие ситуации для проникновения в Россию. Как водится: с одной стороны, ласковые улыбки, разговоры о христианской любви и предложения объединения, а с другой — отторжение человека за человеком, души за душой от Русской православной церкви. Естественно, возникает вопрос: что сегодня Римско-католическая церковь может принести на русскую землю? Сначала — некоторые факты. Католический архиепископ Вестминстерский, кардинал Мэрфи О’Коннор, глава католической церкви Англии, в 2000 году сказал буквально следующее: «В сегодняшней Британии христианство практически побеждено». Согласно официальной статистике за период с 1989 по 1999 год католическая церковь Англии потеряла 490 тыс. прихожан. Во Франции, где католиками себя считают около 70 процентов жителей, храмы также пустеют, духовенство стареет. С 1990 по 2000 год число католических пастырей сократилось на 12 тысяч. В Германии за католической, как, впрочем, и за протестанской церковью закреплен статус публично-правовых корпораций. Им даны многие социальные функции, собирается даже особый налог в пользу церквей. Но и здесь католическая церковь испытывает острые проблемы. Так, в 1992 году от католиков ушло 190 тыс. человек. Италия — оплот римского католицизма. И тем не менее там за последние 25 лет количество священнослужителей уменьшилось с 260 тыс. до 210 тыс. — более чем на 2000 священников в год. Не все благополучно и с нравственным обликом католических клириков. Периодически происходят скандалы, которые наносят серьезный удар по имиджу современного католического духовенства. Недаром уже упоминавшийся нами Мэрфи О’Коннор говорил о необходимости сделать католическую церковь самым безопасным местом для детей. В 1995—1999 годах 21 католический священник в Англии и Уэллсе был осужден за развратные действия в отношении детей. Не менее впечатляют подобные судебные процессы во Франции. Ну, а о недавнем секс-скандале в США, связанном с похотливыми кардиналами, уж и распространяться не стоит — весь мир в курсе… Казалось бы, не лучше ль было бы Ватикану «на себя оборотиться», то бишь обратить внимание на указанные и другие католические страны? Не продуктивнее было бы задуматься о новой христианизации и евангелизации Европы? И не поучиться ли при этом в том числе и у Русской православной церкви, которая после десятилетий страшных гонений открывает все новые соборы и храмы, монастыри и духовные учебные заведения и сегодня уже не испытывает недостатка в молодых людях, тяготеющих к пастырскому или монашескому призванию? Но вместо того, чтобы припасть к нашей Церкви-мученице и понять, как она восстает, да еще и помочь ее возрождению, Ватикан делает прямо противоположное — учреждает в нашей стране собственные епархии с расчетом на расширение своего «душехватского» воздействия на граждан России. Очевидна двусмысленность, непоследовательность позиции современного Ватикана, который первым употребил по отношению к Православной церкви термин «Церковь-сестра» (Ватикан и ныне говорит о том, что признает все таинства Православной церкви, называет наших епископов епископами, а крещение крещением). Но если вы признаете, что все необходимо благодатное совершается в нашей Церкви, — зачем мешать ей осуществлять свою миссию там, где она на протяжении тысячи лет несла крест? Ведь понятно, что если на одной улице будут стоять храмы пяти конфессий, то это приблизит не христианизацию России, а ту самую ситуацию, которая складывается в ряде стран Западной Европы…