Как-то в первые века христианства пришел один монах в монастырь в египетской пустыне. Естественно, захотелось настоятелю узнать, что за сокровище он получил. Написал он письмо в прежний монастырь, откуда явился монах, и попросил дать ему характеристику. Ответ пришел предельно краткий: «Абсолютно неподвижен». Подобную характеристику никак не приложишь к митрополиту Калининградскому и Смоленскому Кириллу (Гундяеву). Уж он-то на редкость подвижен. Пожалуй, не осталось ни одной страны на земном шаре, где владыка-краснобай не наследил бы. Даже в Таиланде сумел создать православный приход. Однако 13-летие его самоотверженного служения на посту председателя Отдела внешних церковных сношений было отмечено всего лишь небольшой статьей. Один из приближенных к владыке Гундяеву людей, журналист Максим Шевченко, на сайте «Религия сегодня» в статье «Как принимаются решения в Церкви?» не преминул поздравить митрополита. Но поскольку сайт еще мало известен, позволим себе слегка процитировать сей глубокий опус. Описывая резиденцию митрополита Кирилла в Даниловском монастыре, журналист делает иногда рискованные сравнения: «Даже в планировании общественной стороны церковной жизни Патриархия напоминает Ватикан. Синклит пастырей привлекает к работе элитный круг „спецов“ — интеллектуалов, являющихся закрытым от постороннего взгляда аппаратом подготовки и разработки политических стратегий, определяющих направление политики Церкви. Наиболее зримо это проявляется в деятельности Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), которому на данный момент нет никакой внутрицерковной альтернативы. Католический по форме и клерикальный по сути генезис ОВЦС является неистощимым предметом ненависти и зависти аморфных церковно-политических групп, борющихся за влияние в Церкви». Немного смущает стилистика статьи, попахивающая сталинским «Кратким курсом». Но нельзя не согласиться с журналистом, который мимоходом сообщает, что наконец-то ОВЦС стал не отделом «таинственных сношений», а просто — «церковных связей». А что владыка чертовски талантлив в деле привлечения никому не известных «спецов», то этого у него не отнять. Один из наиболее заметных талантов владыки Гундяева (не считая его вулканического дара зашибать сумасшедшие бабки) — умение манипулировать людьми. Увы, и здесь придворный журналист нас опередил. Он ярко и открыто заявляет: «Бороться за влияние в Церкви — значит бороться за влияние на мнение Патриарха. Сам Святейший Патриарх очень не любит, когда его вынуждают к принятию определенного решения. Поэтому знающие люди говорят, что решение Патриарха „готовится“. Естественно, что подготовить и аргументированно объяснить Патриарху важность конкретной политической позиции способна только хорошо структурированная аналитическая структура, имеющая для Предстоятеля РПЦ статус надежной. „Надежный“ не обязательно означает „находящийся в структуре Московской патриархии“. „Надежный“ — опирающийся на тонкое знание реальной ситуации, опыт и серьезные связи на уровне людей, принимающих решения. На данный момент это только ОВЦС». То есть будь с нами — и доступ к телу тебе обеспечен, а заодно и влияние на патриарха. Вот только для людей, которые хорошо знают Святейшего, это кажется некоторым преувеличением. Поскольку Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — тонкий и дальновидный политик. И если он принял какое-то решение, то повлиять на него практически невозможно. Кадры кидают всех Известен еще один талант владыки Гундяева, о котором скромно умалчивает Шевченко. Это подбор и расстановка кадров. Например, в марте епископом становится молодой 36-летний Иларион Алфеев. Он получает назначение в Англию, чтобы заменить находящегося в преклонных летах митрополита Антония. Который, несмотря на возраст и болезни, прекрасно справляется с епархией, созданной, кстати, его усилиями. Перед назначением епископа Илариона владыка Гундяев посещает Англию и неожиданно для англичан удаляет на покой уважаемого епископа Керченского Анатолия. Проходит три месяца, и в Англии разражается скандал — прихожане требуют удаления епископа Илариона. На имя патриарха было направлено письмо: «Епископ Иларион прибыл в Англию в начале марта и очень скоро начал разъезжать по приходам епархии. Однако почти сразу стало ясно, что он устанавливал контакт почти исключительно с членами русской общины, поощряя у них впечатление, что он их епископ, поддерживающий их интересы в епархии, которая должна стать национальной, чисто русской епархией. Предлагалось закрытие существующих приходов и евхаристических общин и открытие им взамен новых приходов, без предварительного обсуждения или совещания с владыкой Антонием. Ставилась под вопрос законность нашего епархиального Устава; духовенство и миряне подвергались критике без их ведома третьими лицами». Столь странное поведение владыки Илариона привело к конфликту с митрополитом Антонием Сурожским, одним из наиболее уважаемых епископов Русской Церкви не только за рубежом, но и в России. Любимец владыки Гундяева стал вести себя в Англии как полноправный хозяин, забыв о том, что он только викарный епископ, который все свои действия должен согласовывать с митрополитом. Все это в конце концов привело к тому, что прихожане указали молодому епископу на дверь: «Учитывая отсутствие как будто всякого желания постичь или понять дух, которым живет наша епархия, или участвовать в полноте той жизни нашей епархии, которую столь много лет и с такой любовью создавал митрополит Антоний и все наше духовенство, жизнь церковную, которую мы считаем верной учению Православной Церкви, митрополит Антоний счел необходимым указать епископу Илариону, что его деятельность и форма, принимаемая этой деятельностью, несовместимы с духом и жизнью Сурожской епархии, и попросить его вернуться в Москву, где он сможет более созидательно применить свои значительные таланты, чем в Сурожской епархии». Однако владыка Гундяев душою не поник. На июльском заседании Священного Синода он, не объясняя синодалам причин, сообщает, что переводит епископа Илариона в Брюссель. А владыку Анатолия, якобы ушедшего на покой, возвращает вновь на приход. Итак, раскола в Англии удалось избежать. Но назревает серьезный раскол в США. Прихожане крупнейшего храма Святителя Николая в Нью-Йорке попросили освободить их от начальства епископа Зарайского Меркурия. Его в Америке уже успели окрестить «богом торговли». До этого он прославился необычайными коммерческими талантами в Калининграде. Причем приход Святителя Николая настроен настолько серьезно, что уже заявлен ультиматум владыке Гундяеву: если до Нового года он не уберет Меркурия, то приход уходит в Константинопольский патриархат. В конце июля, прибыв в США на собор Православной Церкви в Америке, проходивший во Флориде, Гундяев опоздал на заседания на два дня. Почему? Основных причин несколько — владыка не отказал себе в удовольствии в который раз полюбоваться нью-йоркскими небоскребами и в то же время попытаться уломать американцев, чтобы не гневались на Меркурия. Увы, не удалось. Дипломат с начинкой Свою дипломатическую карьеру в 1989 году владыка Гундяев начал с того, что чрезвычайно ловкой интригой свел на нет работу четырехсторонней комиссии на Западной Украине. Результаты интриги не заставили долго ждать — Русская Церковь навсегда лишилась трех епархий. Дальше — больше. Сегодня благодаря неустанным трудам «табачного» митрополита Русская Церковь все больше теряет свои позиции на Украине. Если и дальше пойдет такими темпами, в ближайшем будущем мы будем иметь там лишь десяток приходов. Впрочем, не стоит чрезмерно критиковать владыку: на нем две епархии, ставшие после развала СССР пограничными. Как же этим не воспользоваться? Сколько нужно усилий, чтобы деньги, прокачиваемые через Смоленскую и Калининградскую области, не миновали карманов Гундяева? А финансовая помощь католиков? Шевченко признается в душевном порыве: «Московская патриархия в советское время возникла, выжила и укрепилась во многом именно благодаря экуменическим контактам и не в последнюю очередь контактам с Римско-католической Церковью. Учебные заведения РКЦ закончили многие влиятельные ныне православные священнослужители. Огромные денежные суммы, передаваемые католической организацией „Церковь в беде“ православной иерархии России, серьезно помогли укреплению общественных позиций РПЦ в годы перестройки и в начале 90-х. Можно смело утверждать, что старшее поколение священноначалия выросло и воспитано на диалоге и в дискуссиях с католиками. Клерикальное сознание ведущих „никодимовцев“ (митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, да и многих других) генетически восходит к католическому пониманию Церкви как синклита пастырей, решающих за паству все ключевые вопросы». Вот только никак не удосужится этот самый «синклит» отчитаться и поведать своей пастве, какие и за что были получены «огромные денежные суммы» от римо-католиков. И не поэтому ли, учитывая внешнюю политику Гундяева, католики решили создать новые епархии в России? Быть может, глядя на владыку и его «синклит», охотно берущих «огромные денежные суммы», они решили более не церемониться с хиреющим собратом? Или церковный дипломат прекрасно знал, но скрывал готовящееся решение католиков от патриарха, а позже изобразил этакое справедливое негодование? Во всяком случае, в открытом письме кардиналу Тадеушу Кондрусевичу Гундяев признается: «Хочу напомнить, что мы дважды встречались с Вами, разделяя трапезу на двух Рождественских обедах, — в конце декабря 2001 года у Вас и в январе 2002-го у меня. Тем не менее Вы не сочли нужным воспользоваться нашей личной встречей для обсуждения готовящегося решения. 25 января сего года члены делегации Русской Православной Церкви, участвовавшей в межрелигиозной встрече в Ассизи, — митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и епископ Керченский Иларион — были приняты Папой Римским Иоанном Павлом II. На этой встрече имело место обсуждение неудовлетворительного состояния отношений между нашими Церквами, но опять-таки с католической стороны не прозвучало ни слова о готовящихся действиях на территории России». Это очень странно — столько раз встречались за обедами и вне и ничего не знали! Прямо кроссворд какой-то… И все же не перестаю изумляться многочисленным талантам неутомимого владыки. Пользуясь случаем, тоже спешу поздравить его «табачное» преосвященство со столь знаменательной датой. С таким министром иностранных дел Русской Церкви терять уже нечего!