15 сентября в Большом зале Московской консерватории концертом стартует 4-й международный фестиваль «Душа Японии». Забег продолжится 108 дней и финиширует 23 декабря. Дата закрытия выбрана не случайно: в этот день появился на свет его величество император Японии Акихито. Так происходит каждый год: в конце фестиваля звучит «Сад одного цветка» — божественные мелодии в исполнении лучших японских музыкантов. Гармония сфер. Название концерта происходит от известной японской притчи. К мастеру садового искусства собрался в гости сегу (супермастер садового искусства). Желая продемонстрировать сэнсэю свое умение, сегу искореняет растения, кроме одного, в котором воплотилась вся красота сада. А к императору это имеет то отношение, что, по мнению его подданных, так же, как цветы, можно повыдергивать и их, оставив одного императора. Потому что он и есть краса и гордость Японии. Нам этого не понять. По части загадочности нашей душе до их — как от Москвы до Токио. И все-таки худо-бедно это расстояние преодолевают. Нынче в Москве и проходят сразу два японских фестиваля: «Японская осень» и «Душа Японии». Идут, не пересекаясь, а словно дополняя друг друга. И если «Осень» берется охватить всю культуру, то «Душа» сосредоточивается на музыке. У ее истоков стоят японские и российские энтузиасты: первая в Японии исполнительница на кото (название инструмента) Кэйко Ивахори и директор фестиваля, руководитель российско-японского центра музыкальной культуры при Московской консерватории Маргарита Каратыгина. В 1993 г. Кэйко Ивахори дала несколько концертов в Москве. При этом все испытали глубокий шок. Россиян до глубины их русской души поразило кото, японку — сообразительность аудитории, воспринявшей зов незнакомого искусства. И она согласилась вести мастер-класс с московскими студентами. В ее отсутствие студенты играют сами, организовавшись для этого в ансамбль Wa-On — единственную российскую группу, исполняющую классическую японскую музыку. Следующим шагом стал фестиваль. Его название, кстати, тоже не случайно. Оно стало популярным в Японии и Европе благодаря одноименной книге греко-голландо-франко-англо-румына Лавкадио Хэрна. Этот «мистер Европа» посвятил Японии свою жизнь и ближе других подошел к разгадке ее душевной тайны. А вот количество дней — четвертый год по 108 — выбрано наугад. «Оно, конечно, 108 — буддийское число, — рассуждает директор „Души“ г-жа Каратыгина. — Но если и был тут расчет, то произвели его в небесной канцелярии. Главное для нас — соблюсти 23 декабря. Остальное не важно». В прошлом году «Сад одного цветка» вышел особенно удачным. Исполнители из университета Тэнри (название города) играли придворную музыку гагаку. Они приехали специально, чтобы в день рождения императора звучали правильные мелодии. В этом году фестивальщики решили не ограничиваться одной музыкой. Параллельно концертам пройдут выставки оригами, икебаны и пластики. Кроме того, нынче они порадуют нас классикой Веселых кварталов (Ха-Ута), до сих пор в России не исполнявшейся. Как и следует из названия, это песенное искусство гейш.