Русская линия
Столетие.Ru Владимир Казарин09.12.2006 

Крым православный
Духовная жизнь легендарного полуострова

О малоизвестных в России сторонах жизни крымчан рассказывает депутат Верховной Рады Крыма, председатель Крымского общества русской культуры, профессор Национального Таврического университета Владимир Казарин.

— Владимир Павлович, в начале 1990-х годов известный американский деятель г-н Бжезинский сказал: мол, с крушением коммунизма у нас остался один противник на территории бывшего СССР — Православие…

— Давайте иногда благодарить своих врагов. Посмею сказать, что г-н Бжезинский… прав. Прав в том смысле, что у нас не было атеистического периода. У нас была тенденция власти утвердить атеизм. Попытки реализовать такую политику доходили нередко до крайностей. Но ни страна наша, ни культура не были атеистическими. Поэтому-то веру предков, которую мы смогли сохранить и которая нас объединяет, так и боялись и боятся за океаном.

— Во многом помогло спасти веру стояние за нее: в советские годы, слава Богу, всегда были люди, которые действовали поперек самым строгим указаниям властей, не так ли?

— Безусловно. Мы преклоняемся перед подвигом новомучеников и исповедников Российских. Преклоняемся перед ролью Церкви в Победе в Великой Отечественной. Преклоняемся перед теми православными семьями, которые смогли воспитать в любви ко Христу детей и внуков.

Хочу вспомнить одно из преданий про святителя Луку (Войно-Ясенецкого) — архиепископа Симферопольского и Крымского, выдающегося русского хирурга, который много претерпел за свою веру от Советской власти. Однако в 1946 году, несмотря на это, был удостоен этой же властью Сталинской премии — за свою книгу о гнойной хирургии, за подвижническую деятельность в военных госпиталях. Кстати, в 2006 году мы отметили 10-летие прославления святителя Луки в лике святых.

Так вот, однажды владыка пришел в одну школу на встречу со школьниками в рясе. Через какое-то время (видимо, позвонил директор) в класс вошел милиционер в форменной одежде, отозвал владыку в сторону и говорит: «Ну, как Вам не стыдно, как Вы себя ведете? Что же Вы пришли к детям в рясе?».

А владыка ему: «Какая интересная у Вас мораль: с пистолетом к детям придти можно, а в рясе нельзя…».

В фильме «Адмирал Ушаков», снятом в 1951—1952 годах, семь минут идет сцена, когда показывается освящение только что построенных кораблей. В сюжетном плане эта сцена вроде бы не обязательна. Но она, несмотря ни на что, была снята и осталась в фильме, который вышел на широкий экран. А еще перед каждой атакой все матросы в фильме крестятся… Вся страна смотрела этот фильм.

— И все же немало людей оказалось оторванными от веры…

— Поэтому-то в общественном сознании и утвердилось мнение, что эти годы были атеистическими. Несть числа горьким последствиям такой оторванности от Матери-Церкви.

10 февраля мы в Крыму ежегодно отмечаем день памяти Александра Сергеевича Пушкина. Наше общество русской культуры привозит школьников в Гурзуфский музей великого поэта. Обязательно приглашаем местного батюшку. Он приходит со своим хором, который состоит из старушек. И что каждый раз меня поражает? Дети воспринимают панихиду по поэту как нечто непонятное для них. Хор, который поет, конечно же, не классическими голосами, им кажется смешным.

Один раз учительница из Гурзуфа мне сказала: «Зачем Вы детей водите на панихиду? Вы там песнопения грустные поете, говорите о смерти. Ну разве можно детей с этим сталкивать?».

Дети должны осознать причастность к нашей истории. Тогда и их отношение к церковному пению будет другим.

Крымская земля — это земля Андрея Первозванного. Два памятника апостолу Андрею мы воздвигли. Это — земля первоучителей славянства. Мы свято чтим память о Кирилле и Мефодии. У нас Дни славянской письменности и культуры охватывают буквально весь Крым. Это — земля святого равноапостольного князя Владимира.

Грустно, что дети, слушая слова панихиды, не осознают: эти вечные слова столетиями звучали до них. Нет, я не осуждаю учительницу из Гурзуфа. Виноваты мы все, взрослые, что до сих пор им ничего не объяснили.

Именно поэтому, когда проводили мероприятия, посвященные 150-летию Крымской войны, главные свои усилия мы направили не на конференции (хотя их провели много), не на издание книг (хотя их тоже издали достаточно), не на приглашение иностранных гостей (достаточно сказать, что Елизавета Вторая, королева Великобритании, направила на торжества своего супруга — принца Филиппа, герцога Эдинбургского)…

При активном участи"и молодежи мы много сил вложили в восстановление Севастопольского братского кладбища. Советская власть в свое время уничтожила и второе кладбище Крымской войны — Симферопольское воинское братское кладбище, где только рядовых той войны лежит 36 тысяч человек. Здесь был мотодром.

Четыре года потрачено нами на полное восстановление этого кладбища. И сегодня оно в таком виде, в каком должно быть.

В прошлом году мы отмечали 150 лет со дня кончины одного из самых великих наших адмиралов — Павла Степановича Нахимова. Невозможно объяснить, как в Синопском сражении он смог победить с нашими 8 кораблями 16 судов противника. И ведь потом все русские корабли своим ходом вернулись в Севастополь…

Но как недостойно мы отметили дату, связанную с памятью великого русского адмирала! Из первых лиц присутствовал только митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.

Для сравнения. 21 октября 2005 года исполнилось 200 лет Трафальгарской битвы и 200 лет гибели великого английского адмирала Горацио Нельсона. Восемь месяцев Англия готовилась к этим памятным датам. Каждые три дня проводила новые мероприятия и 21 октября устроила великое торжество, которое возглавила королева Елизавета.

В итоге английский мальчик, глядя на все это, говорил: «Буду служить Отечеству! И 100, и 200 лет пройдет — народ, родина будут помнить меня…».

Многие крымские мальчики, глядя, как мы отмечали дату, связанную с памятью Нахимова, думали: «Наверное, что-то здесь не так…».

— Некоторые политологи утверждают, что как православная держава великая Россия продолжает существовать…

— Согласен с таким мнением, потому что Украинская Православная Церковь входит в состав Московского Патриархата.

Россия и наша Церковь могут на нас полагаться: мы осознаем свое братство, духовное родство. И никогда от этого не откажемся, хоть недоброжелатели часто ставят нам это в вину.

Да, сегодня Крым вновь переживает, увы, не самые лучшие времена. Мы защищаем объекты Черноморского флота, православные храмы от всяких попыток перераспределить их иным образом.

Раскольник Филарет Денисенко трижды пытался проехать в Севастополь и на Херсонес к Свято-Владимирскому собору, который построен на месте, где крестился святой князь Владимир.

Но все три раза — могу это с гордостью подчеркнуть! — православный Севастополь не впустил раскольника на нашу святую землю. Не сотни и не тысячи — десятки тысяч горожан выходили и перекрывали все улицы. Непрошенный гость утыкался в толпу. Милиционеры пытались какое-то время с нами договариваться. Потом раскольник разворачивался и уезжал.

— А украинский язык в крымских вузах не вытесняет русский?

— Когда для русского человека украинское слово было чужим?! И когда для украинца русское слово было чужим?! Мы не дадим недобросовестным политикам нас и по этому поводу расколоть.

К сожалению, тот «язык», который навязывается Украине, — это не украинский язык. Украинский — это язык Полтавы, серединных земель. А у нас сегодня — галицийский вариант, основанный на влиянии польского, немецкого, румынского, венгерского… Странная помесь! Те, кто говорят на таком «языке», артикулируют даже не как украинцы. Нет, этот «язык» не привьется. Он — чужой для Украины.

— Слышал, что авторитет митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря очень высок. Он часто бывает в вузах, встречается со студентами?

— Фактически сегодня наш владыка — духовный лидер Крыма. И его лидерство никто не подвергает сомнению.

Ныне в Крыму больше монастырей, чем до 1917 года.

Реальные плоды созидательной работы — и установка поклонных крестов по всему Крыму. Одно время была попытка устроить крестоповал. Но общественность крымская встала самым твердым образом на защиту святынь. И провокации недругов закончились.

У нас в Крыму усиленно развивается православное молодежное движение. А ведь лет 7−8 назад этого еще не было. Власти активно сопротивлялись растущему влиянию Церкви.

Миссионерская работа с молодыми различна: проводятся всевозможные конференции, есть издания для молодежи, организуются паломничества к святым местам…

Молодежь закалилась и в испытаниях. Много молодых выходит, чтобы противостоять недобрым делам. То со стороны недоброжелателей предпринимаются попытки штурмом взять Успенский монастырь. То в том месте, где готовилось строительство храма, запрещается его строить…

Это очень хорошо, что вера, преданность Православию молодежи носит не книжный характер, а живой и деятельный.

— В России разрушается семья, демографический кризис… Эти проблемы волнуют и Вас в Крыму?

— К сожалению, эти и многие другие беды накрыли, как девятый вал, нас всех. И Россия, и Украина подвергаются атаке со стороны так называемого цивилизованного западного мира. Чтобы выдержать эту глобалистскую атаку нам нужно единство. А наши дети должны изучать «Основы православной культуры».

До «оранжевой революции», будучи вице-премьером правительства Крыма, я отвечал за гуманитарный блок. После настоятельных обращений к светским властям владыки Лазаря мы приняли тогда решение о введении в крымских школах курса «Основы православной культуры».

Рад, что был одним из тех, кто это благое дело в конце-концов осуществил. Мы уже издали три учебника по основам православной культуры, провели много конференций, семинаров.

Беседовал Николай Головкин, член Союза писателей России

http://stoletie.ru/pole/61 208 135 851.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика