Владыка по милости Божьей 23−24 октября 1965 года состоялось наречение и хиротония архимандрита Филарета во епископа Тихвинского. Памятуя это, 24 октября нынешнего года после Божественной Литургии и хиротонии владыка Иоанн (Хома), кстати, получивший назначение в Брестскую епархию, обращаясь к Митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, Патриаршему Экзарху всея Беларуси, сказал: «Сегодня паства Белорусской Православной Церкви и Свято-Духова кафедрального собора собралась в этот храм для того, чтобы вместе с вами поблагодарить Бога за его милости, за его благословление и помощь в вашем архипастырском служении, которое вот уже 37 лет совершается во славу святого имени Божьего и на благо святой Церкви Православной…» Поздравив Митрополита Филарета с великим днем и пожелав ему духовных и телесных сил, милости Божией, помощи Божией и всяческих благ в несении духовного и пастырского послушания на Белой Руси, владыка Иоанн произнес: «Пусть Господь благословляет все ваши начинания и дела для укрепления святого православия и святой Церкви на Беларуси!» Поблагодарив владыку Иоанна, клир соборный и паству за молитвы в памятный для него день, Патриарший Экзарх всея Беларуси сказал так: «Вся наша жизнь христианская не принадлежит каждому в отдельности, а принадлежит друг другу, ибо Церковь соборна. Мы живем в Церкви для того, чтобы прославить Господа, а его прославить можно только вместе… И служение наше пастырское и архипастырское тем более явственно принадлежит не нам, а Церкви, и мы трудимся в Церкви. Все, что нам удается сделать, осуществляется благодаря нашему церковному служению, нашим соборным трудам. Мы все вместе совершаем спасительное дело, поэтому я выражаю благодарность вам, дорогие мои служители за то, что вы помогаете мне совершать мое служение…» Взаимно пожелав владыке Иоанну успехов на его новом предлежащем поприще служения Церкви Божией в Брестской епархии, Митрополит Филарет поблагодарил прихожан и духовенство собора за молитвы и попросил впредь не оставлять его в молитвах и покрыть любовью его немощь… Митрополитом Минским и Белорусским владыка Филарет был назначен 10 октября 1978 года, так что в октябре у него двойной праздник. Дай Бог ему сил и здоровья на многая-многая Лета! Раиса Одынец Окно в духовный мир В живописном месте города Минска, недалеко от площади Бангалор, стоит небольшая белая часовенка в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Я беседую с настоятелем прихода, протоиереем Павлом Латушко об иконах. — Отец Павел, что означает само слово «икона»? — Икона — это образ. — Как известно, священные изображения были в первом Ветхозаветном храме — Скинии собрания. Это вытканные на завесах херувимы. Так повелел Господь св. пророку Моисею на горе Cинай. Можно ли сказать, что это были первые иконы? — Конечно. В спорах с протестантами мы приводим этот довод. — Как понимать выражение: икона — это молитва? — Посмотрите, на большинстве икон изображен молящийся человек — Божия Матерь или святой. Они побуждают нас к молитве. — Батюшка, а для чего нужны иконы? — Когда Божия Матерь была на земле, то одним своим видом она утешала людей, но ведь не все имеют такое счастье, поэтому св. апостол Лука написал первые иконы Богоматери. В Церкви с помощью икон мы видим единство земной, воинствующей Церкви, то есть нас, борющихся с грехами, и Церкви Торжествующей, Небесной. — И сейчас, и раньше находились противники икон. А когда в православной Церкви установлено иконопочитание? — Оно не было распоряжением, ведь иконы появились в первенствующей Церкви. Вспомним апостола Луку, а во времена гонений были символические изображения в виде пастуха и рыб. — Пастух, Пастырь церкви Христос, а почему в виде рыб? — Греческие буквы слова рыба расшифровываются как Иисус Христос Божий есть Сын. На 7-м Вселенском Никейском соборе иконопочитание, нарушенное иконоборчеством, было восстановлено. — Какие иконы вы бы посоветовали приобрести человеку, только что пришедшему в Церковь? — Иконы Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Божьей Матери, святого, чье имя носите, Святителя Николая и великомученика целителя Пантелеимона, ведь мы часто болеем телом и душой. Вообще же икон может быть много… — Как правильно разместить иконы дома? — Раньше иконы были в «красном», то есть самом красивом углу. И человек, входя в дом, сначала крестился на образ, а потом здоровался с хозяевами. Поэтому в нашей квартире иконам надо определять самый лучший угол, хорошо обустроить молитвенный уголок, где бы нашлось место и для горящей лампады. — Какой иконой положено благословлять детей, например, перед венчанием, учением, дальней дорогой? — Перед венчанием, конечно, образом Спасителя и обычно Казанской Божией Матери. Перед учением молимся преподобному Сергию Радонежскому, равноапостольным Мефодию и Кириллу. Перед дальней дорогой помолимся Господу с призыванием имени Святителя Николая. Ведь благодать, подаваемая через икону, это благодать от Бога. — Что бы вы хотели пожелать нашим читателям? — Являясь настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», я желаю вам чаще обращаться к Богородице, которая так милосердна, что, по свидетельству святых отцов, будет последней нашей Заступницей на Страшном Суде. И хочу сказать, что началом отклонения от нашей истинной веры как раз и является не почитание Креста Господня и Божией Матери! Беседу вела Неонилла Антипова-Татур Православный календарь на декабрь 2 ДЕКАБРЯ — Святителя Филарета, митрополита Московского. 4 ДЕКАБРЯ — Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 6 ДЕКАБРЯ — Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия. 7 ДЕКАБРЯ — Великомученицы Екатерины. Великомученица Екатерина была княжеского рода, жила в Александрии и отличалась необыкновенной красотою, ученостью и мудростью. Владела она и искусством врачевания. Обращенная ко Христу одним пустынником, она удостоена была чудесного видения, в котором Сам Иисус Христос нарек ее Своею невестою и в знак обручения с нею подал ей драгоценный перстень. Отдавшись святой вере, святая Екатерина, явившись к императору, обличала заблуждения язычников, проповедывая Христа. За это она была предана жесточайшим истязаниям и обезглавлена. Ныне святые мощи великомученицы Екатерины находятся на горе Синай. 10 ДЕКАБРЯ — Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 13 ДЕКАБРЯ — Апостола Андрея Первозванного. 14 ДЕКАБРЯ — Праведного Филарета Милостивого. Святой Филарет жил в Малой Азии, был богат и благочестив. Он никогда не отказывал ни одному нуждающемуся, поэтому и получил прозвание Милостивого. Его нищелюбие стало причиной того, что он сам обнищал, но и тогда продолжал помогать неимущим. Так, однажды, не имея уже ничего более, святой снял с себя верхнюю одежду и отдал ее нищему. За такую добродетель Господь скоро наградил святого богатством. Одна его внучка — Мария неожиданно стала супругою императора Константина Багрянородного, и праведник стал не только богат, но и знатен. При гробе его совершались многие чудеса и исцеления. 17 ДЕКАБРЯ — Великомученицы Варвары. Преподобного Иоанна Дамаскина. Великомученица Варвара пострадала в Илиополе финикийском около 306 г. Святая Варвара, дочь знатного и богатого язычника Диоскора, во время отсутствия отца познакомилась с христианами и приняла святое крещение. Диоскор, узнав об этом, заключил дочь в темницу, надеясь, что она отречется от Христа. Но святая Варвара была непоколебима в своей вере. Тогда ожесточенный отец отослал святую мученицу к игемону, который после жестоких иcтязаний осудил ее на усечение мечом. Диоскор сам обезглавил дочь. Перед смертью святая Варвара молилась, чтобы Господь всякого чтущего ее память сохранил от напрасной, нечаянной смерти. Поэтому святую Варвару почитают хранительницею от внезапной смерти без покаяния. Преподобный Иоанн был сыном знатного сановника и сделался правителем Дамаска. При императоре Льве Исаврянине святой Иоанн явился ревностным защитником иконопочитания. Император решил его погубить и послал халифу подложное письмо. Халиф поверил письму и приказал отрубить «изменнику» правую руку. Но по молитве святого она срослась со своим суставом. Скончался в 777 г. 19 ДЕКАБРЯ — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. 22 ДЕКАБРЯ — Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная радость». 25 ДЕКАБРЯ — Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца. 31 ДЕКАБРЯ — Прославление праведного Симеона Верхотурского. Подготовил Александр Летко Бог — это мир, покой и любовь Патриарх всея Руси Алексий II писал: «В 1969 году во Франции скончался человек, который, на мой взгляд, создал стиль иконописи, свойственный нашему ХХ веку. На иконах инока Григория (Круга) глаза Спасителя и Богородицы как бы не решаются взглянуть на нас. Конечно, они обращены к нам. Но они не проникают в наши души, ничего не повелевают и не приказывают, ничего не судят. Это глаза человека мудрого, много познавшего и испытавшего, но смирившегося с тем, что людям его мудрость не нужна и непонятна… Такие глаза на иконах Григория Круга, иконах, которые вобрали в себя страшный опыт ХХ века». Действительно, что мы знаем о Боге? Большинство из нас попросту даже не стремится к этим знаниям. Наши сердца прилеплены к земному, поглощены страстью. А Бог — это мир, покой, любовь. Может быть, когда-нибудь сердце, уставшее от земных перипетий, смиренно обратится к своему Творцу. И тогда радости нашей не будет конца. Мы откроем в себе невиданные доселе глубинные пласты. Другая жизнь проснется в нас и забурлит живым потоком. Но тайна Божия познается через собственное сердце. Поэтому каждый раз с чувством глубочайшего покаяния и благоговения опять и опять открываешь книгу жизни «Закон Божий». Однако не объять необъятное… Поэтому я попросила ответить на вопросы, на мой взгляд, наиболее характерные для многих, иерея Свято-Петро-Павловского собора Александра Веремейчика. — Батюшка, объясните, пожалуйста, как понять такие слова: «Бог сотворил весь мир из ничего, одним своим словом». — Нам, людям, своим разумом понять это очень сложно. Бог по любви создал этот мир. Все произошло впервые, раньше ничего подобного не было. То есть, энергия слова любовно воплотилась в материальную основу. По любви своей Господь создал красоты нашего мира: и нашу голубую Землю, и космос, и бесконечные галактики, и самого человека. — А как осмыслить: «Бог один, но троичен в Лицах»? — Велика тайна познания Бога. Иисус Христос, сам сын Божий явился на землю, чтобы спасти человечество и открыл тайну, что Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо — Бог Отец, второе Лицо — Бог Сын, третье Лицо — Бог Дух Святый. А вообще каждый человек создан по образу и подобию Божьему. И если говорить просто, наш ум аллегорически олицетворяет — Бога-отца, наши слова, мысли — Бога-сына, а дух у каждого из нас разный. Кто-то одержим духом зависти, ненависти, равнодушия, а кто-то духом любви, радости, умиротворения… — Батюшка, в «Законе Божьем» написано, что Бог — это Дух, он бестелесен. А так хочется увидеть его… — Подобный вопрос был задан римским императором своему слуге-христианину. На что слуга ответил: «Император, посмотри на солнце». «Не могу, — ответил он, — я ослепну». Так и мы, люди, не можем видеть Бога во всем Его величии и Славе. Человек состоит из плоти и все воспринимает исходя из своего состояния. Но существует и другой мир — духовный. А Бог — это совершеннейший Дух! Но Господь всегда незримо находится с нами. Он сам говорил: «Царство Божие внутри вас». Поэтому когда человек с глубочайшим смирением и любовью обращается к Богу, его сердце согревается теплым дыханием — Божественной благодатью. Как говорится в «Законе Божьем»: «Господь наш всемогущ и всесправедлив. Он всеблагий и всеблаженный. И мы никогда и нигде не найдем себе истинную радость и счастье в жизни, как только в Боге!». Беседу вела Марина Букштынова Небесный покров Святой Руси К 390-летию избавления православных от польско-литовского ига Когда древний мир был наказан за грехи всемирным потопом, Промыслом Божиим избранники из рода людского (и особи из мира животных) были спасены в Ноевом Ковчеге. Подобным образом нелицеприятный Судия, уготовляя вечное наказание грешникам, дал всем народам несокрушимое прибежище спасения — Пречистую Деву Марию, присно простирающую над нами омофор милосердия Своего. Пресвятая Богородица избавляет всех, кто только ни обратится к Ней, даже злых и нечистых людей, — если они, подобно животным в Ковчеге, — преложат ярость свою и кротость, ибо там не терзал лев оленя и ястреб — голубя. Кто же не изменит свой нрав под Покровом омофора, — будет изгнан и погибнет. Закон един для всех: отдельных человеков и целых государств. Праведность пребывает под Благодатью (призывает ее), нечестие — удаляет. Тогдашние враги наши, в период Смутного времени (конец XVI — начало XVII вв.) захватившие Москву и желавшие поработить всю русскую землю, тоже обращались за помощью к Божией Матери, но Она не вняла их молитвам. Почему? Потому что, во-первых, их вероисповедание, хотя и христианское, страдало от смешения догматов Небесных с преданиями человеческими. Во-вторых, оккупанты своими действиями ниспровергали то, во что веровали устами, ибо не щадили не только мирных хижин, но и храмов Божиих, дерзновенно ругаясь Святыне. Не без греха были и русские люди, за что и были наказаны нашествием иноземцев и буйством потерявших благоразумие соотечественников. Осознав это, они наложили на себя трехдневный пост и покаянными усердными молитвами вернули России расположение Божие, вновь сотворив ее Домом Пресвятой Богородицы, имя которому — Святая Русь. 14 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, первый Помазанник на российском престоле — великий царь Иоанн IV, готовившийся к штурму татарской Казани (мистическому антиподу Царьграда), услышал благовест московских колоколов. Государь понял, что это — знамение милости Божией: по молитвам Пречистой Своей Матери Господь обращал к православной вере народ казанский и благословлял просвещение Сибири и Дальнего Востока. Покорением Казани под Покровом Божией Матери было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским (память — 17 июля, в день убиения Царственных Мучеников). Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из плена было освобождено 60 000 христиан. В году явления Чудотворной Казанской иконы Богородицы (21 июля 1579 года) началось освоение Сибири, увенчавшееся в 1639 году первым плаванием по Тихому океану, в праздник Покрова Божией Матери. Православные подвижники шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале XVII столетия иезуиты. Страна подверглась нападению польских войск; обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву Патриарха Ермогена (бывшего в 1579 году священником в Никольском храме г. Казани, где был совершен первый молебен перед Казанской иконой Богородицы) русский народ стал на защиту Родины. В народное ополчение, возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, был прислан из Казани Чудотворный Образ. 4 ноября 1612 года русские войска с иконою Божией Матери вошли в Китай-город (район в центре Москвы, включает Красную площадь), где воеводы дали обещание построить в память этого дня Церковь во имя иконы Пресвятыя Богородицы Казанския. (Обетный храм сооружен в 1630 году иждивением князя Д.М.Пожарского. Он известен под названием Казанского собора). Остатки жалкого польского воинства укрылись в Кремле, впрочем, они были уже не в силах обороняться. На следующий день ляхи стали просить милости и пощады. Москва очищалась от скверны. 8 ноября верная русская рать торжественно вступила в Кремль. В память о победе над интервентами учреждено второе празднование в честь Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября. Первое установлено 21 июля, в честь явления Святой иконы. Неисследимы чудеса Казанской иконы Божией Матери. Полтавская баталия, нашествие Наполеона, Великая Отечественная война — судьбоносные события в истории человечества — благодатным вмешательством Богородицы завершились русской победой. А сколько известных и неизвестных случаев индивидуальной помощи! И это при том, что, кроме Казанской, России даровано еще много чудотворных икон! Сколько раз во время очистительных бедствий внешне приближалась Русь к концу своего существования, но всегда воскресала со славою! И всегда, пред новым воскресением, являлись со своим заступлением Матерь Божия и Святые Чудотворцы. После сего можно ли терять когда-либо надежду на спасение Отечества? Пресвятая Богородица, спаси нас! Вчера в православных храмах возносились молитвы в честь иконы Пресвятой Богородицы «Казанская». По преданию, в 1579 году после страшного пожара Пресвятая Богородица открыла Казани Свою чудотворную икону. Богоматерь неоднократно являлась во сне благочестивой девятилетней дочери одного стрельца Матрене. Указав место, она повелела сообщить архиепискому Иеремии и градоначальнику, чтобы они достали из земли ее икону. При раскопках в указанном месте 8 июля девочка нашла икону, которую торжественно перенесли в приходскую церковь. Так как от нее было засвидетельствовано множество исцелений, Казанская икона стала святыней. В ночь на 29 июня 1904 года Успенский храм, где находилась икона, был ограблен, святыня исчезла. Существует версия, что подлинная икона Пресвятой Богородицы «Казанская» была вывезена из России. Сейчас предпринимаются попытки для ее возвращения… Ответственная за выпуск о религии Раиса Одынец