Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский — спасители России
Весной 1695 года в волжский город Нижний Новгород для постройки флота прибыл Петр I. 20-летний царь поинтересовался, где похоронен Кузьма Минин. Когда могила народного героя была с трудом обнаружена, Петр распорядился перенести прах Минина в Нижегородский Кремль и похоронить его в усыпальнице Спасо-Преображенского собора. Когда это было сделано, он опустился на колени перед гробницей, молвив: «Здесь лежит спаситель России…» Государь Петр Алексеевич слов на ветер не бросал и хорошо знал, что говорил. В истории России было три момента, когда судьба государства висела на волоске: в 1812 году, во время наполеоновского нашествия, в 1941 году, когда фашист стоял у стен первопрестольной русской столицы, и в 1612 году, во времена смуты, когда Русь подверглась польско-шведскому нашествию. Смутные времена России. Они начались со смертью в 1584 году царя Ивана IV, прозванного за крутой нрав Грозным. С именем этого царя связано укрепление самодержавной власти в Российском государстве, сопровождавшееся решительной борьбой с боярщиной. Нет нужды обелять облик царя, убившего собственного сына, создавшего для борьбы с боярами свою личную гвардию — отряды опричников (которые кое-кто сегодня называет прародителями советской ЧК). Но Иван IV хорошо понимал, что только объединенная страна может рассчитывать на утверждение своей независимости, хозяйственный и культурный рост, и неуклонно следовал избранному курсу. Понятно, что такая политика вызывала яростное сопротивление крымских ханов, поддерживавшихся турецким султаном, шведских феодалов, магнатов Речи Посполитой (объединенного польско-литовского государства), немецких рыцарей. После смерти Иоанна Грозного и наступила смута, исторически охватившая почти три десятилетия — до 1613 года, когда на русском престоле воцарился Михаил Федорович Романов. Это были тяжкие, драматические годы в истории Руси. Не случайно гений русской поэзии Александр Пушкин обратился именно к этому отрезку времени, воплотив в поэтическом произведении сложный, противоречивый образ царя Бориса Годунова. Чего только стоит трагедия гибели последнего сына Грозного царевича Дмитрия, который был найден с ножом в горле 15 мая 1591 года в городе Угличе. Пошли слухи, что наследник престола погиб от рук убийц, подосланных Годуновым. Так или иначе, но гибель девятилетнего наследника отозвалась позже, стала предтечей появления на Руси двух самозванцев Лжедмитриев, весьма одиозных фигур в русской истории. Это именно их руками, но и при активной помощи бояр-изменников, Речь Посполитая стремилась утвердить свою власть над Москвой и преуспела в этом. Достаточно вспомнить «царский поезд» беглого монаха Григория Отрепьева в Москву, появление летом 1607 года второго Лжедмитрия, вошедшего в историю под прозищем «тушинского вора"… Царь Василий Шуйский, занявший московский престол после гибели Лжедмитрия I, был свергнут боярами и пострижен в монахи. Власть в Москве перешла в руки Боярской думы, которая совершила не виданное доселе в истории Руси национальное предательство — в ночь на 21 ноября 1610 года бояре впустили в Москву 8-тысячное польское войско гетмана Станислава Жолкевского. Для Российского государства наступил один из самых тяжких периодов его многовековой истории, если учесть, что на северо-западе ситуацией воспользовались шведские захватчики. Казалось, что России не пережить «великого разорения». Но смертельная опасность заставила граждан подняться на защиту Отечества. Преодоление смуты высветило лучшие черты русского народа — стойкость, мужество, беззаветную преданность родной земле, готовность ради нее пожертвовать жизнью. Мощная патриотическая волна, родившаяся в Нижнем Новгороде, поставила во главе народного движения простого горожанина Кузьму Минина, который предложил избрать воеводой князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Его кандидатуру нижегородцы и ополченцы одобрили сразу. В пользу князя говорило многое: не знатен, далек от продажной правящей верхушки, зато не раз отличался на поле брани, был верен присяге и не шел на поклон иноземцам, слава о героических подвигах князя в дни московского восстания весной 1611 года дошла и до Нижнего Новгорода. Кстати, дом князя Пожарского находился в Москве в районе улицы Большая Лубянка и именно у своего дома, у приходской церкви бился князь Пожарский с захватчиками в том 1611 году. В те дни Пожарский получил тяжкие раны и был вывезен соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Именно тогда интервенты сожгли Москву… Князь Пожарский возвратился в Москву 20 августа 1612 года победителем вместе с Кузьмой Мининым во главе народных ополченцев, но бои в столице продолжались еще долго — до 25 октября, когда гетман Ходукевич со своей заметно поредевшей ратью бежал через Воробьевы Горы к Можайску и далее через Вязьму в пределы Речи Посполитой. А 27 октября началась сдача осажденного гарнизона польских войск в Кремле. Ну, а 1 ноября 1612 года на Красной площади, у Лобного места моквичи праздновали победу над врагом, которая окружила ореолом славы героев битвы за Москву — выбранных всей землею Минина и Пожарского. Это им, героям России, поставлен на Красной площади Москвы замечательный, изваянный из бронзы памятник работы скульптора Ивана Мартоса. Этот памятник — лучшее творение скульптора, создававшееся им 14 лет! Несмотря на образное обобщение и идеализацию в духе античности, монумент пронизан подлинно народным пафосом. И дело не только и не столько в верном изображении древнерусских доспехов князя и простонародного одеяния Минина. Определяющим качеством является простота и ясность художественной формы, открытость и доступность образа, несущего в себе деятельное героическое начало, свойственное русскому национальному характеру. Все выверено, все гармонично в этой скульптурной композиции: меч в руках Пожарского, гордая посадка головы, мужественный его взгляд, широкий и мощный жест Минина. И надпись: «Благодарная Россия». И нынешнее поколение россиян помнит о том подвиге. В честь него 7 ноября отмечается как день воинской славы России.