Русская линия
НГ-Религии Джованни Бенси21.08.2002 

Сила и слабость Иоанна Павла II
Римский Папа несравненно более популярен, чем Католическая Церковь, которую он возглавляет

Иоанн Павел II, в миру Кароль Войтыла, родился в польском городе Вадовице в 1920 г. Он был противником обеих диктатур, обрушившихся на его народ, нацистской и коммунистической. Его избрали на престол святого Петра в 1978 г., в разгар борьбы поляков за демократию. В первой речи, произнесенной с балкона Апостольского дворца в Ватикане, Иоанн Павел II произнес слова, которые стали для него руководством к действию: «Не бойтесь, откройте границы государств, откройте двери Христу!»
Сейчас ему 82 года. Его здоровье подорвано: он пережил пулевое ранение в живот и перенес несколько тяжелых операций, сейчас у него болезнь Паркинсона. В Ватикане начинают поговаривать об уходе Папы Римского в отставку: на эту возможность намекнул один из высокопоставленных прелатов, «префект» конгрегации по вероучению (бывшая инквизиция), кардинал Йозеф Ратцингер. «Понтифик уйдет на покой, — сказал он, — если поймет, что он совершенно не в силах исполнять свои обязанности». Это был бы второй случай такого рода в истории, после Папы Целестина V (1215−1296 гг.), монаха-отшельника, который подал в отставку через несколько месяцев после своего избрания.
В начале июня пресс-секретарь Ватикана Хоакин Наварро-Вальс опроверг слухи об отставке Иоанна Павла II. Тем не менее уже можно подвести предварительные итоги длительного понтификата Иоанна Павла II. Итак, каким же он был и как следует его оценить?
Папа и Католическая Церковь
Начнем с августа 2000 г. В Риме по распоряжению Папы Иоанна Павла II торжественно празднуется двухтысячелетие христианства. Из более чем 100 стран мира в Вечный город съехались почти два миллиона молодых людей.
Казалось бы, Католическая Церковь на подъеме и в полном расцвете сил. Но давайте взглянем на статистику. В 1998 г. в мире было 158 486 католических священников, 75 892 монаха, 990 768 монахинь. Сегодня, всего лишь три года спустя, священников 140 124 человека (минус 11,40%), монахов — 57 813 (минус 23,73%), монахинь — 814 779 (минус 17,76%). Смысл этих цифр однозначен: духовенство состоит главным образом из пожилых людей, которые постепенно умирают, а на смену им никто не приходит.
Невольно возникает вопрос: куда делись два миллиона молодых людей, собравшихся в Риме в 2000 году?
Приведем еще несколько цифр: в Соединенных Штатах, по шкале от 1 до 70, Иоанн Павел II получил самый высокий рейтинг: 65, на пять баллов выше президента Джорджа Буша (правда, это было до «черного вторника» 11 сентября 2001 г.). Но сколько католиков регулярно посещают воскресные богослужения? В Германии — 17%, в одной из итальянских епaрхий Терни-Нарни-Амелия, в 150 км от Рима, где население провинции считается особенно набожным, регулярно в церковь ходят только 13,7% верующих.
Нет сомнений, Папа Иоанн Павел II несравненно более популярен, чем Католическая Церковь, которую он возглавляет. Создается впечатление, что Папа — это одно, а Церковь — совсем другое.
Папа и мистицизм
В 1981 г. Иоанн Павел II приобрел ореол мученика: турецкий террорист Мехмет Али Агджа выстрелил в него на площади святого Петра во время общения с паломниками. Это до сих пор не разгаданное преступление, в котором переплетаются разные темные «следы»: от коварных козней КГБ до интригующего заговора турецких «серых волков». Агджу приговорили итальянским судом к пожизненному заключению, но потом помиловали, и он вернулся в Турцию.
Папа выжил, несмотря на тяжелое ранение, простил несостоявшегося убийцу и даже посетил его в тюрьме. Между тем пережитое им испытание овеяла атмосфера мистицизма и чудодейственности. Недавно в торжественной обстановке кардинал Йозеф Ратцингер обнародовал так называемую третью тайну Фатимы (откровение, полученное в 1917 г. от Богородицы тремя португальскими детьми). Очень долго Католическая Церковь ждала, прежде чем раскрыть содержание документа, написанного одной из свидетельниц явления.
«Третья тайна» выдержана в традиционном стиле классических пророчеств. Центральной сценой пророчества является шествие священнослужителей во главе с одетым в белую мантию епископом (Папой Римским?), поднимающихся по склону горы, на вершине которой возвышается огромный деревянный крест. Шествие продвигается через разрушенные города и множество трупов. Когда духовные лица доходят до креста, какие-то солдаты стреляют в епископа, который падает на землю. Иоанн Павел II усмотрел в этом откровении пророчество о покушении на его жизнь и о гонениях на христиан безбожием ХХ века.
К знаменательным событиям в этом плане относится и причисление к лику святых отца Пия из Пьетральчины, члена ордена францисканцев-капуцинов, родившегося в 1887-м и скончавшегося в 1968 г. В 1918 г. после мистического видения на его руках появились «стигматы» — кровавые язвы, напоминающие раны Иисуса после распятия на кресте.
Фигура отца Пия всегда была очень спорной, его подозревали в обмане и мистификации. Папы Пий XI и Пий XII сомневались в его «святости», в 1923 г. Священная канцелярия Ватикана отказалась признать сверхъестественный характер феноменов, связанных с этим капуцином. Но Иоанн Павел II полностью пренебрег этими предупреждениями и признал чудесный характер всего того, что связано с отцом Пием, утвердил все его чудеса, в том числе и совершенные после его смерти. 16 июня 2002 г. была устроена пышная церемония его «санктификации» — причисления к лику святых, на которую в Рим и маленький город Сан Джованни Ротондо, где жил святой, собрались около миллиона верующих и любопытных.
Папа-паломник
Популярности Понтифика способствуют и его многочисленные поездки, или, как он сам их называет, «пастырские паломничества» (он их совершил уже около 100). Недавно Иоанн Павел II посетил некоторые бывшие советские республики: Грузию, Украину, Казахстан, Армению и Азербайджан. Папа пользуется своими поездками для того, чтобы призвать к мирному урегулированию конфликтов, в частности на Ближнем Востоке. В столице Казахстана Астане он увещевал руководителей республики быть сдержанными даже в борьбе с терроризмом. А совсем недавно в Баку Понтифик начал свою речь словами: «Здесь у врат Востока слышен скрежет оружия». Он имел в виду не только идущую неподалеку чеченскую войну и армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе, но и бои на Святой Земле. Именно здесь Иоанн Павел II выступил с настоятельным призывом к миру. Однако этот мир, подчеркнул Папа, должен быть подлинным и основанным на взаимном уважении.
Наиболее спорным был визит Папы Римского на Украину в конце июня 2001 г. По мнению некоторых экспертов, Папа рассматривает этот визит как первый шаг на пути в Москву. Но мечта Иоанна Павла II, судя по всему, осуществится не так скоро, если вообще осуществится. Его поездка в Киев и Львов обострила полемику с РПЦ, которая рассматривает все страны бывшего СССР как свою «каноническую территорию» и обвиняет Католическую Церковь в «прозелитизме».
Папа и канонизации
Позитивное отношение широкой общественности к Иоанну Павлу II поддерживается и тем, что в его заявлениях собственно догматические темы уходят на задний план. Он почти никогда не упоминает в своих проповедях и выступлениях адские муки или райское блаженство, дьявола и потустороннюю жизнь, хотя никакой другой Папа не канонизировал так много новых блаженных и святых, как он.
Например, к лику блаженных причислены 233 мученика, которые погибли во время гражданской войны в Испании в 1936—1939 гг. Это было воспринято далеко не однозначно, так как, по общепринятым представлениям, во время гражданской войны в Испании мужественные республиканцы с оружием в руках защищали свободу против мятежного генерала Франсиско Франко, ставленника реакции, монополий и фашизма.
Но что скрывалось за кулисами? Ведущей силой республиканского лагеря были коммунисты, эмиссары Сталина и НКВД. Они не только ловили и истребляли «троцкистов» в собственных рядах, но беспощадно пытали и убивали священников и верующих с таким остервенением, которое перещеголяло даже рвение советских воинствующих безбожников 20-х годов. Вспоминать об этом, равно как и о том, что гражданская война в Испании была первым столкновением двух тоталитарных систем ХХ века — фашизма и коммунизма, до недавнего времени считалось дурным тоном. Но Папа Римский развеял и этот миф.
Оживленные споры, особенно в Италии, вызвало решение Иоанна Павла II беатифицировать двух своих предшественников, Пия IX (1846−1878 гг.) и Иоанна XXIII (1958−1963 гг.). Причисление их к лику блаженных состоялось 3 сентября 2000 г. Оба понтифика прославились тем, что созвали соответственно Первый и Второй Ватиканские Соборы, сыгравшие ключевую роль в истории Католической Церкви. Однако личности этих Пап удивительным образом не схожи между собой.
Пий IX остался в памяти Церкви тем, что в 1854 г. провозгласил догмат Непорочного зачатия Пресвятой Богородицы, в 1870 г. — догмат о непогрешимости решений Римского Папы, когда он от имени Церкви выступает по вопросам веры и нравственности. В 1864 г. он обнародовал энциклику «Quanta cura», к которой приложен «Силлабус», или «Перечень главнейших заблуждений нашего времени». В нем предаются анафеме не только масонство, социализм, коммунизм и атеизм, но и рационализм, даже умеренный.
Беатификация Пия IX, по мнению критиков, — сигнал против экуменического диалога и диалога с современной эпохой. Кроме того, Пий IX — фигура, прямо противоположная Иоанну XXIII, который провозгласил «aggiornamento» («обновление») Католической Церкви, модернизировал богослужение и открыл Церковь к диалогу с другими религиями и идеологиями (он даже предложил начать диалог с коммунизмом).
Папа и другие Церкви
Целью своего понтификата Папа Войтыла объявил содействие единству христиан: этой теме он посвятил одну из своих энциклик, название которой перекликается с текстом из Евангелия от Иоанна: «Ut unum sint» («Да все едино будут»). Он называет другие Церкви, православные и протестантские, «Церквами-сестрами».
Но и тут проявилось удивившее многих противоречие: 6 августа 2000 г. кардинал Йозеф Ратцингер, «по особому благословению» самого Папы, обнародовал заявление «Dominus Jesus» («Господь Иисус»). Заявление направлено прежде всего против «релятивизма» современной культуры, против тех теорий, согласно которым нет единой и абсолютной истины. В документе перечисляются некоторые «заблуждения» современной эпохи. Последний же тезис заявления, изложенный в пункте 17, звучит так: «Существует единственная Церковь Христова, Католическая Церковь, которой управляют наместник апостола Петра и епископы, находящиеся с ним в общении. Церкви, которые, даже не пребывая в полноте общения с Католической Церковью, все-таки сохраняют с ней теснейшие узы вроде апостольской преемственности и действенной евхаристии, являются подлинными Поместными Церквами. Поэтому и в этих Церквах присутствует и действует Церковь Христова, хотя отсутствует полное общение с Католической Церковью, поскольку они не принимают католическое учение о Первенстве, которым, согласно воле Божьей, Римский Епископ обладает, объективно осуществляя его над всей Церковью».
Указанный тезис относится к Православным Церквам, хотя они не называются по имени (в тексте следует значительно более строгое суждение о протестантах, тоже не названных по имени). Хотя кардинал Ратцингер и через него Папа Римский признают за Православными Церквами благодать, сохраняется «привилегия» Католической Церкви, основанная исключительно на предполагаемом «первенстве власти» Римского Первосвященника. Другие христианские Церкви, в частности Православные, реагировали на заявление «Dominus Jesus» с досадой и разочарованием, усмотрев в нем шаг назад на пути к взаимопониманию.
Папа и ислам
Папа часто говорит о том ценном, что есть в мировых религиях, в частности в исламе. Прозвучало это и во время визита в Казахстан, куда Иоанн Павел II прибыл уже после терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне и начала англо-американских военных операций в Афганистане.
В Астане Понтифик повторил слова, которые сказал его предшественник Бенедикт XV накануне Первой мировой войны: «Все может быть выиграно миром, все может быть потеряно войной». Понтифик призвал «христиан и мусульман вместе усердно молиться Единому Всемогущему Богу, сынами Которого мы все являемся, о том, чтобы высшее благо мира могло воцариться на планете».
Проблемы терроризма, основанного на экстремистском толковании ислама, Папа непосредственно не коснулся. Он только сказал, что «ненависть, фанатизм и терроризм оскверняют имя Божье и искажают подлинный образ человека». Однако по поводу акции возмездия Соединенных Штатов и их союзников против баз террористов в Афганистане высказался пресс-секретарь Ватикана Хоакин Наварро-Вальс, несомненно, согласовавший это с Иоанном Павлом II. Глава отдела информации Ватикана сказал, что для самозащиты Америка может использовать наступательные средства, хотя иногда это может привести к гибели других людей.
Отношение Иоанна Павла II к мусульманам проявилось особенно ярко также во время его визита в Сирию в начале мая 2001 г. В Дамаске он посетил Омейядскую мечеть, четвертую по значению святыню ислама после Мекки, Медины и «Дальней мечети» (аль-Акса) в Иерусалиме. В первый раз глава Католической Церкви переступил порог мусульманского храма. В мечети Омейядов, по преданию, хранятся останки Иоанна Предтечи, а рядом с ней находится мавзолей Салах-уд-дина (Саладина), который в 1187 г. отвоевал у крестоносцев Иерусалим. Понтифик обратился к богословам обеих религий с призывом содействовать тому, чтобы «обе наши великие религиозные общины выступали как общины, ведущие диалог во взаимном уважении и никогда как конфликтующие общины». По мнению Понтифика, важно, чтобы христиане и мусульмане «совместно обсуждали философские и богословские вопросы с целью добиться как можно более полного и объективного знания религиозных верований тех и других», поскольку «лучшее взаимопонимание практически приведет к новому способу изображать наши две религии не в противостоянии, как слишком часто происходило в прошлом, а в сотрудничестве ради блага семьи народов».
Папа и современное общество
Социальная тематика также занимает значительное место в деятельности Иоанна Павла II. В энциклике «Забота о социальных делах» (1987 г.) Папа Римский, осуждая коммунизм, подчеркивает, что и капитализм может оказаться пагубным, если «логика рынка» не корректируется законами и механизмами, защищающими бедных и обездоленных.
Есть, однако, ряд догматических тем, в связи с которыми Иоанн Павел II не проявляет никакой уступчивости. Он, например, стоит горой за «целибат» (безбрачие священников), невзирая на то что это правило (чисто дисциплинарное, а не догматическое) удерживает многих молодых мужчин от принятия духовного сана. Он не внемлет и предупреждениям некоторых психологов, в том числе и католических, что обязательный (принудительный) целибат может быть одной из причин такого печального и постыдного явления, как педофилия.
Понтифик также отвергает рукоположение женщин во священнический сан, что его объединяет с православными, но противопоставляет лютеранам и англиканам.
Его излюбленная тема — это семейная и сексуальная мораль. Папа бескомпромиссно выступает против добрачных и внебрачных половых отношений, употребления презервативов, контроля над рождаемостью, разводов, гомосексуализма, генетической манипуляции зародышами и прежде всего против абортов.
Иоанн Павел II проявляет также исключительную строгость к католическим богословам-«либералам», таким, как Ганс Кюнг, Ойген Древерманн и Герд Людеманн (исследователь раннего христианства), Луиджи Ломбарди Валлаури (ставит под сомнение вечность адских мук). Они все лишены полномочий преподавать на богословских факультетах и в католических университетах.
Папа и будущее
В мае 2001 г. в Ватикане состоялась чрезвычайная консистория Католической Церкви, всеобщее собрание всех ныне здравствующих 183 кардиналов. Как правило, задача консистории — пополнение кардинальской коллегии, а ее созыв без этого мотива — событие из ряда вон выходящее. Официально высшие иерархи обсудили перспективы Церкви в новом тысячелетии, но главная тема не значилась на повестке дня: взаимное ознакомление и обмен мнениями ввиду, возможно, скорого избрания нового Римского Первосвященника.
Каким же должен быть новый Папа? Продолжать ли ему линию теперешнего Понтифика или изменить ее? Иоанн Павел II делает ставку на примирение с другими христианскими конфессиями и верующими других религий, просит прощения за прошлые грехи, но известно, что в Ватикане не все разделяют эту линию. Похоже, что Католическая Церковь стоит на распутье.
Подводя итоги, можно сказать, что фигура Иоанна Павла II весьма противоречива. Высокие человеческие качества сочетаются в нем с непониманием некоторых аспектов современной жизни, но мы знаем, что противоречия присущи всем выдающимся личностям.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика