Богдан Ступка привез спектакль на фестиваль Михоэлса
Вчера в Москве стартовал V Международный фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса. На его открытии в чеховском МХАТе Киевский национальный драматический театр имени Ивана Франко показал спектакль по Шолом-Алейхему «Тевье-Тевель», который по праву считается визитной карточкой франковцев. Корреспондент Марина Шимадина поговорила с художественным руководителем театра, бессменным исполнителем роли молочника Тевье и национальной гордостью Украины Богданом Ступкой. — Ваш спектакль называют легендарным. Он произвел фурор на первом Чеховском фестивале. Как его принимают сегодня? — Сейчас мы только вернулись с гастролей в Америке, играли там в огромных залах по полторы тысячи человек, которые были набиты битком. Мы сами не ожидали такого приема. Гастроли открывала внучка Шалом-Алейхема Бел Кауф. Ей 91 год, и она живет в Нью-Йорке, где был похоронен Шалом-Алейхем. Хотя он мечтал быть похороненным на Украине, где родился и жил, где ему маленький и чернобородый молочник Тевье привозил по утрам молоко. В Америке живет внучка или правнучка этого Тевье, Белла Борисовна Заславская, она уже старенькая, не смогла приехать к нам, но прислала благодарственное письмо. — А как спектакль принимают на Украине? — Потрясающе! Мы играем «Тевье» 13 лет при аншлагах. На спектакль нельзя попасть. Я не думаю, что на «Тевье» одни евреи ходят. Просто спектакль очень мудрый и интернациональный. Оформление Данила Лидера, этот млечный путь и кувшин, замечательная постановка Сергея Данченко, потрясающая музыка Михаила Глуза — все сошлось, как звезды на небе. Мы гордимся этим спектаклем. Это Библия, рассказанная на примере одной семьи. Сейчас наш театр ищет новые пьесы на еврейскую тему, но лучше Шолом-Алейхема я пока не нашел. — Роль Тевье-молочника — это и ваша личная визитная карточка? — Мои самые удачные роли — Микола Задорожный из спектакля «Украденное счастье» по Ивану Франко, чеховский дядя Ваня и вот Тевье. Новых ролей пока нет. В прошлом году я стал художественным руководителем театра: надо разбираться с хозяйством. Я ничего не ставлю сам, буду приглашать разных режиссеров, например Роберта Стуруа. Сейчас у нас ученик Анатолия Васильева Саша Ануров ставит спектакль «Букварь мира» об украинском философе Григории Сковороде, который говорил, что для жизни не нужны золотые унитазы. Это очень важно в наше время. Польский режиссер из Кракова Збигнев Наймола поставил Виткевича, который никогда не шел на Украине. Может быть, поставим Евгения Евтушенко, пригласим Николая Коляду, русского драматурга украинского происхождения. — В Москве сейчас мощно заявило о себе новое поколение молодых режиссеров и драматургов, а что происходит у вас? — У нас есть Жолдак. В репертуаре его «Три сестры» и «Кармен», будет еще «Месяц в деревне». Я считаю, что авангард нужен даже в национальном театре, но в умеренных количествах. Есть у нас и современная пьеса. Александр Денисенко, ученик Сергея Бондарчука, написал для нас пьесу «Оксана» о жизни Тараса Шевченко. Будет ставить молодой талантливый режиссер Александр Белозуб. К новому году мы готовим четыре премьеры. Я открыл малую сцену на 100 мест. Там будет идти Стриндберг, Эдуардо де Филиппо, мольеровского «Тартюфа» будет ставить Козьменко-Делинде, который десять лет проработал во МХАТе, а сейчас живет в Словакии. У нас играет и ставит ученик Петра Фоменко Андрей Приходько. Я стараюсь не обрубать связей и считаю, что на украинской сцене должна быть драматургия всего мира. — Как сейчас живет ваш театр? — По-разному. Нельзя сказать, что очень плохо. Он имеет статус национального, поэтому с нового года нам удвоили зарплату — со $ 150 до $ 300, мы имеем спонсоров на постановки, крутимся. Мы участвовали в фестивале античной драматургии в Греции, сейчас вот привезли 56 человек и декорации. А на следующий год попробуем привезти весь наш театр на гастроли во МХАТ, устроим с Олегом Табаковым бартерную сделку между театрами.